Ну, про человеческую сущность "вождя" спорить я не вижу смысла. Этот вопрос я для себя решил давным-давно (и моё решение противоположно Вашему). Останемся каждый при своём мнении. Хочу сказать о другом.
berenika, Вы намеренно упрощаете? Мне кажется, Вы строите уж слишком прямые аналогии. Например,
любой префект Понтий Пилат или любой Ежов/Ягода
Давайте не забывать: в конце романа Мастер и Пилат охотно беседуют друг с другом, и беседа их нескончаема... Вообразить жертву ленинских/сталинских "перегибов" охотно беседующей со Ждановым/Ежовым/Ягодой/Берией/... я как-то не могу.
Или вот это:
Можно было бы, по совести, и не резать данного конкретного ягнёнка, а режут, потому что своя шкура дорога.
Вы верите, что все (или почти все) функционеры были "злодеями поневоле", что все их действия объясняются лишь собственным страхом перед "альфа-самцом"? Не знаю, конечно, но мне представляется более правдоподобным, что система специально отбирала на такие вот роли тех, для кого чужие страдания ничего не значат - в лучшем случае. А в худшем - потенциальных садистов. "Для пользы дела", как говорили в подобных случаях.
В общем, к прямым аналогиям между булгаковским романом и окружавшей Булгакова действительностью я бы отнёсся с осторожностью. Особенно если принять во внимание, что в романе действуют и персонажи явно мифологического происхождения - тот же Азазелло/Азазель. (И кто поручится, что пристрастие автора романа к морфию прошло совершенно бесследно для его детища?)
Вспомнилось, кстати, ещё одно аллегорическое произведение:
"Арена" И.Ш. Фридберга. Там - аналогичное братание палача и жертвы в конце произведения:
Цитата:
МАТАДОР <...> Как долго мы умираем. Панчо, как долго мы умираем… Неужели завтра — это вчера? Ты здорово меня продырявил, малыш… С таким брюхом приятно встречать светлое будущее. Мне холодно, Панчо… Согрей меня… Пожалуйста…
Ослепший, полумёртвый ПАНЧО ползёт к МАТАДОРУ. Ощупью находит его… Обнимает… Так обнимают ребёнка, когда хотят согреть…
МАТАДОР. Ты так добр ко мне… Я всю жизнь любил и ждал тебя… Кто ты?.. Скажи… Открой своё имя?..
Видимо, искусству требуются подобные сцены, но... к реальности они едва ли имеют отношение. У искусства, как говорят, "своя правда". Но это как раз и означает, что прямые аналогии между жизнью и искусством могут оказаться ошибочными.