2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

Какие из предметов этого списка вы предпочли бы в школе не изучать вообще?
Основы Советского государства и права 14%  14%  [ 16 ]
Основы коммунистической морали 23%  23%  [ 26 ]
Астрономия 2%  2%  [ 2 ]
Черчение 7%  7%  [ 8 ]
Музыка 12%  12%  [ 13 ]
Изобразительное искусство 10%  10%  [ 11 ]
Начальная военная подготовка 9%  9%  [ 10 ]
Физическая культура 5%  5%  [ 6 ]
Трудовое обучение 6%  6%  [ 7 ]
«Ненужных» предметов из этого списка не было 11%  11%  [ 12 ]
Всего голосов : 111
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 11:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9906
Москва
Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
НВП посещали и девочки тоже. Тоже собирали и разбирали автомат на скорость, зубрили воинские звания и т.д. Разумно ли это?


Слегка уходя в оффтопик. Призывная армия она не для того, чтобы подешевле. Чисто профессиональная армия, за счёт сокращения доли времени на обучение и соответственно, общей численности, может потребовать меньших затрат (примерно так - армия в 4 миллиона при двухгодичной службе, причём первые полгода это обучение, а потом служба по охране страны, выставит 3 миллиона на боевое дежурство; в контрактной армии при в среднем 10-летнем контракте нужно приблизительно, с учётом досрочно уходящих со службы, 3.5 миллиона, на 12.5% ниже, причём, если принять, что расход боеприпасов, топлива и т.п. на время обучения вдвое выше расхода на службу мирного времени, то расход этот для контрактной армии будет снижен примерно на 20%, а это куда больше не только затрат на питание солдата, но и зарплаты контрактника).
То есть призывная армия не для бесплатности, а для формирования обученного запаса. Который призовут в случае действительно большой войны. А женщины - запас 3 разряда, призываемый в последней крайности, но призываемый. Поэтому и девочки на НВП (со слегка изменённой программой - их всё-таки постараются не в боевые части, а в тыловые, медслужбу и т.п.).

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 11:51 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
kry в сообщении #1451710 писал(а):
Моя же учительница по литературе в России совершенно не учила нас писать сочинения, просто выдавалась дежурная тема по очередному произведению и на этом всё. В результате у подавляющего большинства моих одноклассников написание сочинений и уроки литературы вызывали глубокое раздражение.
Вот примерно так у меня. Только у меня это вызывало глубокое подавление и попытки что-то выдавить и потом через несколько часов в эмоциональном истощении я что-то писал. Какие-то дежурные «составьте план» и подобное конечно говорились, но не помню чего-то сильно большего, плюс вопросы по стандартным произведениям часто были с моей точки зрения глупыми, потому что мне-то в современности очевидно (и всем остальным как будто бы должно, так что что им можно нового рассказать?), что то-то делать было не надо, а это-то и вообще пустая философия без связи с реальностью. Какая целевая аудитория у составленного сочинения должна быть, не пояснялось. Короче ерунда. Что-то более вменяемое было несколько раз на уроках родного языка для русскоязычной подгруппы, но быстро выродилось в прорешивание книжек «комплексный анализ текста» а потом вроде и в проработку ЕГЭ.

kry в сообщении #1451722 писал(а):
Впрочем, я замечу также и то, что сочинения в 6 классе и в 8 классе чуточку отличаются между собой по уровню и этот уровень школьникам ещё кто-то должен привить.
Да, я тоже не уверен, что можно что-то там сделать один раз в пятом-шестом и потом просто ехать под гору.

«Как я провёл лето» были на русском языке, но тоже были сомнительным удовольствием. Одна из проблем опять же целевая аудитория и ну например приватность. И если половину никому не интересно будет знать, а половину кому попало знать не до́лжно, остаётся один ноль и пытка выжимания головы. К счастью, эти сочинения я вообще не помню. Литературную пытку да, до сих пор, хотя и без конкретики.

Когда человеку не показывается конкретных хороших и плохих примеров (в данном случае кусков текста, плана текста и т. п.), я боюсь ни о каком самообучении речи быть не может. Нужны подробные гайды в учебной литературе или подробные разборы от учителя по работам каждого ученика. Второе труднее реализовать, а вот первое можно было бы. Правда тогда ученики станут критиковать постановки вопросов к сочинениям и предлагаемые к ним требования…

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 12:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
Видимо, нам с литературой повезло сильнее. Проверив сочинения, наша учительница не просто раздавала их ученикам, а комментировала проверенное. При раздаче проверенных работ она брала в руки очередную тетрадь, раскрывала её, комментировала явно неудачные места и стилистические ошибки. Сказав всё, что считала нужным, она закрывала тетрадь, просила передать её автору сочинения и брала в руки следующую тетрадь. Буквально каждому ученику она говорила хотя бы несколько слов. Если считала нужным, читала вслух для всего класса одно-два понравившееся ей сочинение: мол, смотрите, дети, это ваши товарищи пишут, а вы-то чем хуже? Не могу сказать, что она всё делала правильно: некоторые её замечания были довольно язвительны, а то и грубы. Но и сказать, что она нас не учила, а только требовала с нас, было бы ложью. В общем, у кого как.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:21 
Аватара пользователя


04/01/14
1196
Как работала мой учитель по русскому и литературе:
1. Ковыряние в теме ( заглавии) сочинения: ключевые слова какие? что выясняем? какой материал привлекаем для этого? что брать не нужно? к чему приходим?
Например (схематично) - тема:"Неизбежен ли конфликт между поколениями?" (по роману "Отцы и дети" Тургенева)
Ключевые слова - конфликт, поколения. Что берём - взаимоотношения Базарова и Кирсановых ( мировоззренческий аспект). Что брать не надо? - любовные линии романа. Что выясняем - можно ли было избежать конфликта. К чему приходим - в данных обстоятельствах и в кругу данных героев - нет.
2. Исходя из этой разборки учила нас строить план: простой или развёрнутый; сопоставительный, описательный или рассужденческий и др.
3. Отбор цитат по тексту.
4.Черновик (обязательно), причём в 10-11 классах принимала сочинение только после проработки черновика с учеником. Спросите, когда это делалось? Да все перемены она отдавала под это, когда шёл период работы над сочинением, часто - время после уроков.
5. Время работы над сочинением - где-то 2 недели, меньше не давала. Чтобы сегодня задала, а завтра сдать - это не про неё.
Одно могу сказать - спасибо этому настоящему учителю. Стараюсь работать по её примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:39 


16/09/12
7127
Munin в сообщении #1451767 писал(а):
Единственное, что на эту тему рассказали где-то в средней школе - что должен быть "план".


Этот план я помню. Включал он также 5 пунктов и был бесполезен чуть более, чем полностью.

arseniiv в сообщении #1451825 писал(а):
Только у меня это вызывало глубокое подавление и попытки что-то выдавить и потом через несколько часов в эмоциональном истощении я что-то писал.


В моем случае сказывалось предшествующее образование в другой стране, где нас несколько учили долго и последовательно писать сочинения. В результате я сперва подробно анализировал тему сочинения, формулировал собственную точку зрения, искал в тексте аргументы и цитаты в пользу собственной точки зрения, разбирал статьи и тексты в области литературоведения/филологии по данному произведению, составлял нормальный план сочинения (не из 5 пунктов) и приступал к написанию.

Mihr в сообщении #1451831 писал(а):
Проверив сочинения, наша учительница не просто раздавала их ученикам, а комментировала проверенное.


О, это у нас тоже было. К учёбе, разумеется, это отношения не имело. Комментарии были откровенным издевательством и никакой особой педагогической составляющей в себе не несли.

berenika в сообщении #1451859 писал(а):
5. Время работы над сочинением - где-то 2 недели, меньше не давала. Чтобы сегодня задала, а завтра сдать - это не про неё.


Нет, увы, нам так не везло. Самый максимум, который был - 1 неделя. Часто бывало и 3-4 дня из серии того, что в понедельник задали, а в четверг или пятницу надо сдать.

За Вашего учителя я бы, пожалуй, отдал бы свою с денежным довеском. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:45 
Аватара пользователя


04/01/14
1196
kry в сообщении #1451870 писал(а):
За Вашего учителя я бы, пожалуй, отдал бы свою с денежным довеском.

Она из советских времён была, дама "на возрасте", ничего не умела делать кое-как. И при этом удивительно легко общалась со старшеклассниками, юморная в хорошем смысле этого слова, мы её любили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:57 


16/09/12
7127
berenika в сообщении #1451873 писал(а):
ничего не умела делать кое-как. И при этом удивительно легко общалась со старшеклассниками, юморная в хорошем смысле этого слова, мы её любили.


У нас такая учительница по биологии была.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:18 
Аватара пользователя


26/12/18
101
Эх...А у нас физик неделю в январе Высоцкого читал под конец урока. Мировой был мужик ( :mrgreen: физик, в смысле, про Высоцкого - не знаю).

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
Аналогия: в каком-то из младших классов детей учат по тексту задачи составить уравнение и решить его. По-моему, в старших классах этому не учат заново.

По-моему, учат. С 7 по 11 класс на "Физике". Просто это да, уже не "Математика", в "Математике" текстовых задач не остаётся вообще. Те, которые были в средних классах, на самом деле физические. (На движение и на производительность.)

Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
Хотя "текстовые задачи" старшеклассники тоже решают, причём более сложные, чем они решали в младших классах.

Можно примеры "текстовых задач" за 9 и за 11 класс? И из каких задачников они взяты.

-- 06.04.2020 14:41:35 --

arseniiv в сообщении #1451825 писал(а):
Когда человеку не показывается конкретных хороших и плохих примеров (в данном случае кусков текста, плана текста и т. п.), я боюсь ни о каком самообучении речи быть не может. Нужны подробные гайды в учебной литературе или подробные разборы от учителя по работам каждого ученика. Второе труднее реализовать, а вот первое можно было бы. Правда тогда ученики станут критиковать постановки вопросов к сочинениям и предлагаемые к ним требования…

Мне кажется, как раз наоборот. Подробные разборы от учителя требуют, чтобы учитель был хорошим. Массово это нереально. А вот "подробные гайды с примерами" - вполне можно сделать. Опыт ещё с начала 90-х показывает, что можно напечатать сборники сочинений по всевозможным темам по литературе (сейчас это в интернете). Осталось их оценить (боюсь, не все они хорошие, а будут и примеры плохих), раздербанить на куски, прокомментировать.

-- 06.04.2020 14:45:49 --

Рассказ berenika вызывает зависть.
И один пункт недоумения: как всё-таки можно писать сочинение по тексту, не пользуясь никакими источниками, кроме этого текста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:51 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
Можно примеры "текстовых задач" за 9 и за 11 класс?
Проще всего скачать демоверсии ЕГЭ по математике (профильной). Смотреть в первую очередь на задачу № 19, хотя можно еще и на №№ 1, 2, 4, 10, 11, 17.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5015
Munin, я пока некоторое время буду занят, а вечером полистаю учебники (дома какие-то должны быть) и выложу примеры. Если хотите, возьму примеры текстовых задач именно из учебников. Но если вас устроят задачи из тренировочных сборников заданий для подготовки к ЕГЭ (или ОГЭ), мне проще будет взять оттуда: эти сборники у меня всегда под рукой. Такие задачи вас устроят? Или хотите именно из учебников?

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 16:08 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
Подробные разборы от учителя требуют, чтобы учитель был хорошим. Массово это нереально. А вот "подробные гайды с примерами" - вполне можно сделать.
Да, я это там же и заметил. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom
Mihr
Спасибо, я просто отстал от жизни. Буду догонять.

-- 06.04.2020 17:14:39 --

arseniiv
Я перепутал в ваших словах "первое" и "второе".

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:15 
Аватара пользователя


04/01/14
1196
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
как всё-таки можно писать сочинение по тексту, не пользуясь никакими источниками, кроме этого текста.

Источниками, в основном, были критическая литература по произведению и записи в тетради. Первое ( а это был конспект критич. материалов) чаще шло в заключительную часть сочинения, а второе...
Это заслуживает отдельного рассказа. По прочтении текста произведения шёл его разбор и запись осн. положений в тетради (учебниками мы почти не пользовались). Тема, авт. идея, система образов ( главн., осн., второстеп., эпизодические), система конфликтов ( с составлением т.н. "паутины"-схемы конфликтного взаимодействия героев с указанием типа конфликта - философ., социальный, нравств. и т.д.), осн. сюжетные линии, сюжет/фабула (совпадение/несовпадение), особенности композиции, жанр произведения, авторские языковые и стилистические новации...
Всего не перечислить, а результат этого был таким: при написании сочинения почти не возникало (по крайней мере, у большинства) надобности в использовании других источников.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:25 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
GraNiNi в сообщении #1451698 писал(а):
Мне попалось здесь: https://vestigator.info/forum/index.php?topic=208.0
Но дальше, наверное, в этой теме - об образовании, не имеет смысла обсуждать столь узкоспециализированный предмет.

Спасибо, начал читать, дочитал до "клеток гемоглобина", и на этом закончил изучать откровения сказочников.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 252 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group