2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

Какие из предметов этого списка вы предпочли бы в школе не изучать вообще?
Основы Советского государства и права 14%  14%  [ 16 ]
Основы коммунистической морали 23%  23%  [ 26 ]
Астрономия 2%  2%  [ 2 ]
Черчение 7%  7%  [ 8 ]
Музыка 12%  12%  [ 13 ]
Изобразительное искусство 10%  10%  [ 11 ]
Начальная военная подготовка 9%  9%  [ 10 ]
Физическая культура 5%  5%  [ 6 ]
Трудовое обучение 6%  6%  [ 7 ]
«Ненужных» предметов из этого списка не было 11%  11%  [ 12 ]
Всего голосов : 111
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 11:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
10131
Москва
Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
НВП посещали и девочки тоже. Тоже собирали и разбирали автомат на скорость, зубрили воинские звания и т.д. Разумно ли это?


Слегка уходя в оффтопик. Призывная армия она не для того, чтобы подешевле. Чисто профессиональная армия, за счёт сокращения доли времени на обучение и соответственно, общей численности, может потребовать меньших затрат (примерно так - армия в 4 миллиона при двухгодичной службе, причём первые полгода это обучение, а потом служба по охране страны, выставит 3 миллиона на боевое дежурство; в контрактной армии при в среднем 10-летнем контракте нужно приблизительно, с учётом досрочно уходящих со службы, 3.5 миллиона, на 12.5% ниже, причём, если принять, что расход боеприпасов, топлива и т.п. на время обучения вдвое выше расхода на службу мирного времени, то расход этот для контрактной армии будет снижен примерно на 20%, а это куда больше не только затрат на питание солдата, но и зарплаты контрактника).
То есть призывная армия не для бесплатности, а для формирования обученного запаса. Который призовут в случае действительно большой войны. А женщины - запас 3 разряда, призываемый в последней крайности, но призываемый. Поэтому и девочки на НВП (со слегка изменённой программой - их всё-таки постараются не в боевые части, а в тыловые, медслужбу и т.п.).

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 11:51 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
kry в сообщении #1451710 писал(а):
Моя же учительница по литературе в России совершенно не учила нас писать сочинения, просто выдавалась дежурная тема по очередному произведению и на этом всё. В результате у подавляющего большинства моих одноклассников написание сочинений и уроки литературы вызывали глубокое раздражение.
Вот примерно так у меня. Только у меня это вызывало глубокое подавление и попытки что-то выдавить и потом через несколько часов в эмоциональном истощении я что-то писал. Какие-то дежурные «составьте план» и подобное конечно говорились, но не помню чего-то сильно большего, плюс вопросы по стандартным произведениям часто были с моей точки зрения глупыми, потому что мне-то в современности очевидно (и всем остальным как будто бы должно, так что что им можно нового рассказать?), что то-то делать было не надо, а это-то и вообще пустая философия без связи с реальностью. Какая целевая аудитория у составленного сочинения должна быть, не пояснялось. Короче ерунда. Что-то более вменяемое было несколько раз на уроках родного языка для русскоязычной подгруппы, но быстро выродилось в прорешивание книжек «комплексный анализ текста» а потом вроде и в проработку ЕГЭ.

kry в сообщении #1451722 писал(а):
Впрочем, я замечу также и то, что сочинения в 6 классе и в 8 классе чуточку отличаются между собой по уровню и этот уровень школьникам ещё кто-то должен привить.
Да, я тоже не уверен, что можно что-то там сделать один раз в пятом-шестом и потом просто ехать под гору.

«Как я провёл лето» были на русском языке, но тоже были сомнительным удовольствием. Одна из проблем опять же целевая аудитория и ну например приватность. И если половину никому не интересно будет знать, а половину кому попало знать не до́лжно, остаётся один ноль и пытка выжимания головы. К счастью, эти сочинения я вообще не помню. Литературную пытку да, до сих пор, хотя и без конкретики.

Когда человеку не показывается конкретных хороших и плохих примеров (в данном случае кусков текста, плана текста и т. п.), я боюсь ни о каком самообучении речи быть не может. Нужны подробные гайды в учебной литературе или подробные разборы от учителя по работам каждого ученика. Второе труднее реализовать, а вот первое можно было бы. Правда тогда ученики станут критиковать постановки вопросов к сочинениям и предлагаемые к ним требования…

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 12:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5360
Видимо, нам с литературой повезло сильнее. Проверив сочинения, наша учительница не просто раздавала их ученикам, а комментировала проверенное. При раздаче проверенных работ она брала в руки очередную тетрадь, раскрывала её, комментировала явно неудачные места и стилистические ошибки. Сказав всё, что считала нужным, она закрывала тетрадь, просила передать её автору сочинения и брала в руки следующую тетрадь. Буквально каждому ученику она говорила хотя бы несколько слов. Если считала нужным, читала вслух для всего класса одно-два понравившееся ей сочинение: мол, смотрите, дети, это ваши товарищи пишут, а вы-то чем хуже? Не могу сказать, что она всё делала правильно: некоторые её замечания были довольно язвительны, а то и грубы. Но и сказать, что она нас не учила, а только требовала с нас, было бы ложью. В общем, у кого как.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:21 
Аватара пользователя


04/01/14
1198
Как работала мой учитель по русскому и литературе:
1. Ковыряние в теме ( заглавии) сочинения: ключевые слова какие? что выясняем? какой материал привлекаем для этого? что брать не нужно? к чему приходим?
Например (схематично) - тема:"Неизбежен ли конфликт между поколениями?" (по роману "Отцы и дети" Тургенева)
Ключевые слова - конфликт, поколения. Что берём - взаимоотношения Базарова и Кирсановых ( мировоззренческий аспект). Что брать не надо? - любовные линии романа. Что выясняем - можно ли было избежать конфликта. К чему приходим - в данных обстоятельствах и в кругу данных героев - нет.
2. Исходя из этой разборки учила нас строить план: простой или развёрнутый; сопоставительный, описательный или рассужденческий и др.
3. Отбор цитат по тексту.
4.Черновик (обязательно), причём в 10-11 классах принимала сочинение только после проработки черновика с учеником. Спросите, когда это делалось? Да все перемены она отдавала под это, когда шёл период работы над сочинением, часто - время после уроков.
5. Время работы над сочинением - где-то 2 недели, меньше не давала. Чтобы сегодня задала, а завтра сдать - это не про неё.
Одно могу сказать - спасибо этому настоящему учителю. Стараюсь работать по её примеру.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:39 


16/09/12
7127
Munin в сообщении #1451767 писал(а):
Единственное, что на эту тему рассказали где-то в средней школе - что должен быть "план".


Этот план я помню. Включал он также 5 пунктов и был бесполезен чуть более, чем полностью.

arseniiv в сообщении #1451825 писал(а):
Только у меня это вызывало глубокое подавление и попытки что-то выдавить и потом через несколько часов в эмоциональном истощении я что-то писал.


В моем случае сказывалось предшествующее образование в другой стране, где нас несколько учили долго и последовательно писать сочинения. В результате я сперва подробно анализировал тему сочинения, формулировал собственную точку зрения, искал в тексте аргументы и цитаты в пользу собственной точки зрения, разбирал статьи и тексты в области литературоведения/филологии по данному произведению, составлял нормальный план сочинения (не из 5 пунктов) и приступал к написанию.

Mihr в сообщении #1451831 писал(а):
Проверив сочинения, наша учительница не просто раздавала их ученикам, а комментировала проверенное.


О, это у нас тоже было. К учёбе, разумеется, это отношения не имело. Комментарии были откровенным издевательством и никакой особой педагогической составляющей в себе не несли.

berenika в сообщении #1451859 писал(а):
5. Время работы над сочинением - где-то 2 недели, меньше не давала. Чтобы сегодня задала, а завтра сдать - это не про неё.


Нет, увы, нам так не везло. Самый максимум, который был - 1 неделя. Часто бывало и 3-4 дня из серии того, что в понедельник задали, а в четверг или пятницу надо сдать.

За Вашего учителя я бы, пожалуй, отдал бы свою с денежным довеском. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:45 
Аватара пользователя


04/01/14
1198
kry в сообщении #1451870 писал(а):
За Вашего учителя я бы, пожалуй, отдал бы свою с денежным довеском.

Она из советских времён была, дама "на возрасте", ничего не умела делать кое-как. И при этом удивительно легко общалась со старшеклассниками, юморная в хорошем смысле этого слова, мы её любили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 13:57 


16/09/12
7127
berenika в сообщении #1451873 писал(а):
ничего не умела делать кое-как. И при этом удивительно легко общалась со старшеклассниками, юморная в хорошем смысле этого слова, мы её любили.


У нас такая учительница по биологии была.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:18 
Аватара пользователя


26/12/18
101
Эх...А у нас физик неделю в январе Высоцкого читал под конец урока. Мировой был мужик ( :mrgreen: физик, в смысле, про Высоцкого - не знаю).

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
Аналогия: в каком-то из младших классов детей учат по тексту задачи составить уравнение и решить его. По-моему, в старших классах этому не учат заново.

По-моему, учат. С 7 по 11 класс на "Физике". Просто это да, уже не "Математика", в "Математике" текстовых задач не остаётся вообще. Те, которые были в средних классах, на самом деле физические. (На движение и на производительность.)

Mihr в сообщении #1451786 писал(а):
Хотя "текстовые задачи" старшеклассники тоже решают, причём более сложные, чем они решали в младших классах.

Можно примеры "текстовых задач" за 9 и за 11 класс? И из каких задачников они взяты.

-- 06.04.2020 14:41:35 --

arseniiv в сообщении #1451825 писал(а):
Когда человеку не показывается конкретных хороших и плохих примеров (в данном случае кусков текста, плана текста и т. п.), я боюсь ни о каком самообучении речи быть не может. Нужны подробные гайды в учебной литературе или подробные разборы от учителя по работам каждого ученика. Второе труднее реализовать, а вот первое можно было бы. Правда тогда ученики станут критиковать постановки вопросов к сочинениям и предлагаемые к ним требования…

Мне кажется, как раз наоборот. Подробные разборы от учителя требуют, чтобы учитель был хорошим. Массово это нереально. А вот "подробные гайды с примерами" - вполне можно сделать. Опыт ещё с начала 90-х показывает, что можно напечатать сборники сочинений по всевозможным темам по литературе (сейчас это в интернете). Осталось их оценить (боюсь, не все они хорошие, а будут и примеры плохих), раздербанить на куски, прокомментировать.

-- 06.04.2020 14:45:49 --

Рассказ berenika вызывает зависть.
И один пункт недоумения: как всё-таки можно писать сочинение по тексту, не пользуясь никакими источниками, кроме этого текста.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:51 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
Можно примеры "текстовых задач" за 9 и за 11 класс?
Проще всего скачать демоверсии ЕГЭ по математике (профильной). Смотреть в первую очередь на задачу № 19, хотя можно еще и на №№ 1, 2, 4, 10, 11, 17.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 14:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5360
Munin, я пока некоторое время буду занят, а вечером полистаю учебники (дома какие-то должны быть) и выложу примеры. Если хотите, возьму примеры текстовых задач именно из учебников. Но если вас устроят задачи из тренировочных сборников заданий для подготовки к ЕГЭ (или ОГЭ), мне проще будет взять оттуда: эти сборники у меня всегда под рукой. Такие задачи вас устроят? Или хотите именно из учебников?

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 16:08 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
Подробные разборы от учителя требуют, чтобы учитель был хорошим. Массово это нереально. А вот "подробные гайды с примерами" - вполне можно сделать.
Да, я это там же и заметил. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Pphantom
Mihr
Спасибо, я просто отстал от жизни. Буду догонять.

-- 06.04.2020 17:14:39 --

arseniiv
Я перепутал в ваших словах "первое" и "второе".

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:15 
Аватара пользователя


04/01/14
1198
Munin в сообщении #1451895 писал(а):
как всё-таки можно писать сочинение по тексту, не пользуясь никакими источниками, кроме этого текста.

Источниками, в основном, были критическая литература по произведению и записи в тетради. Первое ( а это был конспект критич. материалов) чаще шло в заключительную часть сочинения, а второе...
Это заслуживает отдельного рассказа. По прочтении текста произведения шёл его разбор и запись осн. положений в тетради (учебниками мы почти не пользовались). Тема, авт. идея, система образов ( главн., осн., второстеп., эпизодические), система конфликтов ( с составлением т.н. "паутины"-схемы конфликтного взаимодействия героев с указанием типа конфликта - философ., социальный, нравств. и т.д.), осн. сюжетные линии, сюжет/фабула (совпадение/несовпадение), особенности композиции, жанр произведения, авторские языковые и стилистические новации...
Всего не перечислить, а результат этого был таким: при написании сочинения почти не возникало (по крайней мере, у большинства) надобности в использовании других источников.

 Профиль  
                  
 
 Re: Были ли в школах СССР ненужные предметы?
Сообщение06.04.2020, 17:25 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
GraNiNi в сообщении #1451698 писал(а):
Мне попалось здесь: https://vestigator.info/forum/index.php?topic=208.0
Но дальше, наверное, в этой теме - об образовании, не имеет смысла обсуждать столь узкоспециализированный предмет.

Спасибо, начал читать, дочитал до "клеток гемоглобина", и на этом закончил изучать откровения сказочников.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 252 ]  На страницу Пред.  1 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group