каким образом простому человеку-неспециалисту понять - научно это или нет
Вы всё правильно пишите, никак. На это и расчёт:
У обывателя мышление, по большей части, категорично и, в основном, основывается на вере и личных предпочтениях. Элементарные навыки критического анализа и логического разбора, как правило, отсутствую. Ну, и ко всему прочему - отсутствие образования и очень ограниченный кругозор. По обозначенным причинам, мировоззрение у него ближе к религиозному. Либо в одном из классических вариантов, либо в какой нибудь извращённой форме.
Таким людям в уши заливать очень просто. Достаточно, чтобы учение было выше их понимания, во всех смыслах этого слова, чтобы учитель имел непререкаемый авторитет и, чтобы учение было чем то приятно адепту.
Первое условие достигается за счёт использования специальной терминологии. Термины должны вызывать устойчивые ассоциации чего то очень возвышенного, научного, и представляться чрезвычайно сложными в понимании, но в тоже время - казаться понятными. Самые модные термины - это энергия, информация, частота, пространство и т.д. Это слова, которые человек обязательно слышал, и твёрдо уверен, что знает их значение, но в действительности - не в состоянии дать определения понятия ни одного из них. Ограниченному человеку очень сложно признаться в том, что он чего то не знает. И этим, некоторые, умело манипулируют. Часто используются самые причудливые и бессмысленные комбинации этих терминов: энерго информационные порталы, высокочастотный сущности и т.д., которые вводят обывателя в состояние экстаза и вызывают отвращение у знающих людей.
Авторитет у обывателя завоевать не так и сложно. Для этого достаточно быть ученым, причём - можно и само провозглашенным. Всё равно обыватель ничего в этом не понимает. Академик Левашов например заявлял, что закончил кафедру теоретической радиофизики в Харькове, и имел весьма большой успех.
Ну и само учение, главное - оно должно быть понятно и приятно простому человеку. Лженаука даёт возможность сразу почувствовать себя умным, минуя длительный и изнурительный процесс образования. Классическая наука на эту роль никак не подходит, кроме снижения самооценки, и других неприятных эмоций она у него ничего не вызывает.
Как говорится - спрос рождает предложение. Лженаука, это адаптированное мировоззрение для широких масс. Это, что то среднее между наукой и религией. Религия стремительно утрачивает мировоззренческие функции, наука - слишком сложна. Остаётся единственный доступный инструмент