Поскольку с искусственным интеллектом пока все же несколько туго, результатом такого экзамена может быть проверка только очень примитивных навыков и возможностей.
Стремление создать экзаменатора в виде облачной нейросети можно рассматривать в виде дорожной карты (модный термин сейчас). Полагаю мы все несколько заниженно оцениваем здесь наши возможности. Если подобная задача будет поставлена перед мощными IT компаниями, типа Яндекса, в форме госзаказа, она может быть решена уже сейчас. Не обязательно, чтобы получился полноценный искусственный интеллект, ведь решается ограниченная задача - проверка знаний школьного уровня.
Как можно себе представлять экзамен в форме облачного сервиса. Ученики приходят в компьютерный класс, оборудованный поворотными видеокамерами с управляемым фокусированием и возможностью оптического приближения картинки (zoom типа бинокля). В поле зрения камер должен быть весь объем помещения, включая области под партами, где ученики могут прятать шпаргалки. Управление видеокамерами осуществляет облачный сервис.
Программы распознавания лиц есть уже сейчас, поэтому идентификация ученика по его изображению - не проблема. Если добавить сюда распознавание голоса, то можно считать эту часть задачи полностью решённой.
Распознавание движений характеризующих списывание из запрещённых источников или у соседей, передачу записок. Полагаю с этой задачей облачный сервис тоже может справиться уже сейчас, ибо она не сложнее анализа ситуации на дороге автомобильными автопилотами, которые сейчас тестируются во многих странах.
Контроль за компьютерами в классе осуществляет облачный сервис путём внедрения в них специальной программы. Обнаружение программ подсказчиков, электронных шпаргалок, переходов на запрещённые во время экзамена сайты, использования поисковиков, анализ содержимого файлов, которые открывает ученик во время экзамена, - всё это тоже посильная задача уже сейчас, например, для лаборатории Касперского.
Во время экзамена ученики надевают гарнитуру с наушниками и микрофоном. Поэтому облачный сервис может вести беседу с каждым отдельно. Экраны компьютеров в классе сенсорные. Это позволяет ученикам давать письменный ответ или делать письменные пояснения к устному ответу, делать рисунки и поясняющие чертежи при помощи стилуса. Распознавание чертежей - треугольников, окружностей точек, стрелок, закраски и штриховки, трехмерных объектов по их двумерным проекциям. Полагаю эта задача тоже не сложнее анализа дорожной обстановки автомобильными автопилотами.
Голосовой поиск уже реализован поисковиках и автомобильных маршрутизаторах. То есть уже есть возможность распознавания слов и фраз. Следующий шаг - это распознавание смыслов и формирование контекста беседы. Это очень интересная задача, которой даже хочется заниматься в рамках большого проекта.
Суммируя, могу сказать, что проект облачного экзаменатора для постепенного вытеснения обычного ЕГЭ и для постепенного его внедрения для проверки текущих контрольных работ, устных опросов в классе и проверки выполнения домашних заданий назрел. Такой проект можно запускать прямо сейчас.