Нет, это не для школьников. Это лично для меня.
Проблема в том, что операция возведения в степень - вообще "какая-то нехорошая".
![$\mathbb{N}.$ $\mathbb{N}.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/4/b/b4b8b21b8666ef3a20add8a5efe03ba982.png)
Натуральные числа легко возводить в натуральную степень. Но натуральные числа не замкнуты относительно вычитания - куда более базовой операции.
![$\mathbb{Z}.$ $\mathbb{Z}.$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/1/3/4134673707f20caaff8e312e0afe953382.png)
Целые числа в целую степень? Уже не получается, требуются рациональные числа, чтобы выразить результат.
![$\mathbb{Q}.$ $\mathbb{Q}.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/7/a/37a10638164b148a20e6366bfc9dd22882.png)
Рациональные числа в рациональную степень. Это как раз в точности корни. Они во-первых, иррациональные. Во-вторых, часто комплексные. А в-третьих, теряется даже однозначность операции возведения в степень.
![$2=\tfrac{2}{1}=\tfrac{4}{2},$ $2=\tfrac{2}{1}=\tfrac{4}{2},$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/d/b/0/db03ef3248a9f42a62e6326ab46eacac82.png)
так что можно подумать, что
![$2^2=\sqrt[2]{2^4}=\pm 4$ $2^2=\sqrt[2]{2^4}=\pm 4$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/c/9/8c9c67227bb97392ae8096fb404dcfc282.png)
(???). (На самом деле, так думать не стоит.) В школе и для практических целей можно выкрутиться, беря каждый раз действительное положительное значение корня, но для математики это не годится.
Дальше идут действительные числа, алгебраические, комплексные.
![$\mathbb{R}.$ $\mathbb{R}.$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/0/9/a099dacfad4c591c6354ff252ee7f59782.png)
Как определить операцию возведения в действительное число? Мы можем возвести
![$2$ $2$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/6/c/76c5792347bb90ef71cfbace628572cf82.png)
в степень
![$1$ $1$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/3/4/034d0a6be0424bffe9a6e7ac9236c0f582.png)
;
![$1{,}4$ $1{,}4$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/6/1/a6140392ea94fbc7a820c63b6c4e8b3c82.png)
;
![$1{,}5$ $1{,}5$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/b/6/8b66c83c6eb66c19ed9c22f5bc4e536d82.png)
;
![$1{,}41$ $1{,}41$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/e/0/5e0c9988756b208015e9cc06816d308982.png)
;
![$1{,}42$ $1{,}42$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/4/4/7445dd8e37a27649c88a2811e06e6bf382.png)
;
![$1{,}414$ $1{,}414$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/7/8/778b41d1ff917d6c77b459223035646382.png)
... но это всё не даст нам возведения в степень
![$\sqrt{2}.$ $\sqrt{2}.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/3/4/6/3468d0ed3217b9d2ca1787691770fd8e82.png)
Раньше мы обходились алгебраическими свойствами степени, но теперь они не помогут. Можно доопределить результат
по непрерывности: мы говорим, что хотим, чтобы график функции
![$y=2^x$ $y=2^x$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/d/0/ad0495a3fb936633f86603614b88622f82.png)
рисовался непрерывной линией. Поскольку он уже проведён в рациональных точках, и уже складывается в линию. Так сделать можно, и так определяют
показательную функцию ![$x^y,$ $x^y,$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/9/f/f9f3d22d9101ce6c13c916773712e37a82.png)
но увы - только для положительных оснований.
![$\mathbb{C}.$ $\mathbb{C}.$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/8/6/086dbdcc9e693d85b8aedac6029d2bf182.png)
С комплексными числами ситуация не легче. Опять, можно возвести комплексное число в целую степень, но уже даже в рациональную - получается много корней. Пока мы явно держим перед собой корень - мы можем пересчитать хотя бы множество значений. Но сделать из операции корня операцию возведения в рациональную степень - не получается, потому что исчезает критерий, который я упоминал выше: "взять действительное положительное значение". Например, у
![$\sqrt[3]{i}$ $\sqrt[3]{i}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/a/c/aacc0d3ace8309e48a21261a15ed1da182.png)
три значения, и все комплексные. Можно определить операцию возведения действительного положительного числа в комплексную степень - опять же,
по непрерывности. Но на этом всё.
![$\mathbb{A}.$ $\mathbb{A}.$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/3/6/b36cb23a32753d92a22b7f740730fd4182.png)
С алгебраическими всё настолько же плохо, как с рациональными, и настолько же плохо, как с комплексными. Алгебраическое число в алгебраической (но не рациональной) степени - как правило, не алгебраическое число. И вот выбирать "арифметический корень" нельзя - нет критерия (потому что алгебраические числа, на самом деле, живут в комплексной плоскости). То есть, тот же пример с
![$\sqrt[3]{i}$ $\sqrt[3]{i}$](https://dxdy-03.korotkov.co.uk/f/a/a/c/aacc0d3ace8309e48a21261a15ed1da182.png)
и в алгебраических числах имеет три значения. Никакие соображения по непрерывности для алгебраических чисел не работают.
Есть ещё одно (как минимум) применение операции возведения в степень. Оно относится к неотрицательным целым числам. Их можно понимать как мощности множеств (кардинальные числа), и тогда
![$m^n$ $m^n$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/9/a/b9a75e2202835f4e29abfe4b445fcbe882.png)
- мощность множества всевозможных отображений (функций) из множества мощности
![$n$ $n$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/5/a/55a049b8f161ae7cfeb0197d75aff96782.png)
в множество мощности
![$m$ $m$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/e/5/0e51a2dede42189d77627c4d742822c382.png)
(например, из множества
![$\{1,\ldots,n\}$ $\{1,\ldots,n\}$](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/b/d/5/bd5e077ace7a65d64ee57c81ac04ae7882.png)
в множество
![$\{1,\ldots,m\}$ $\{1,\ldots,m\}$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/f/e/4fe987a00e15976723c03e7a5f0f994882.png)
). Так определённую операцию можно обобщить на мощности бесконечных множеств, и рассматривать, например, равенства типа
![$|\mathbb{N}|^{|\mathbb{N}|}=2^{|\mathbb{N}|}.$ $|\mathbb{N}|^{|\mathbb{N}|}=2^{|\mathbb{N}|}.$](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/c/d/5cd57c11f1c6e3401da527552b644da782.png)