Нет, это не для школьников. Это лично для меня.
Проблема в том, что операция возведения в степень - вообще "какая-то нехорошая".
Натуральные числа легко возводить в натуральную степень. Но натуральные числа не замкнуты относительно вычитания - куда более базовой операции.
Целые числа в целую степень? Уже не получается, требуются рациональные числа, чтобы выразить результат.
Рациональные числа в рациональную степень. Это как раз в точности корни. Они во-первых, иррациональные. Во-вторых, часто комплексные. А в-третьих, теряется даже однозначность операции возведения в степень.
так что можно подумать, что
(???). (На самом деле, так думать не стоит.) В школе и для практических целей можно выкрутиться, беря каждый раз действительное положительное значение корня, но для математики это не годится.
Дальше идут действительные числа, алгебраические, комплексные.
Как определить операцию возведения в действительное число? Мы можем возвести
в степень
;
;
;
;
;
... но это всё не даст нам возведения в степень
Раньше мы обходились алгебраическими свойствами степени, но теперь они не помогут. Можно доопределить результат
по непрерывности: мы говорим, что хотим, чтобы график функции
рисовался непрерывной линией. Поскольку он уже проведён в рациональных точках, и уже складывается в линию. Так сделать можно, и так определяют
показательную функцию но увы - только для положительных оснований.
С комплексными числами ситуация не легче. Опять, можно возвести комплексное число в целую степень, но уже даже в рациональную - получается много корней. Пока мы явно держим перед собой корень - мы можем пересчитать хотя бы множество значений. Но сделать из операции корня операцию возведения в рациональную степень - не получается, потому что исчезает критерий, который я упоминал выше: "взять действительное положительное значение". Например, у
три значения, и все комплексные. Можно определить операцию возведения действительного положительного числа в комплексную степень - опять же,
по непрерывности. Но на этом всё.
С алгебраическими всё настолько же плохо, как с рациональными, и настолько же плохо, как с комплексными. Алгебраическое число в алгебраической (но не рациональной) степени - как правило, не алгебраическое число. И вот выбирать "арифметический корень" нельзя - нет критерия (потому что алгебраические числа, на самом деле, живут в комплексной плоскости). То есть, тот же пример с
и в алгебраических числах имеет три значения. Никакие соображения по непрерывности для алгебраических чисел не работают.
Есть ещё одно (как минимум) применение операции возведения в степень. Оно относится к неотрицательным целым числам. Их можно понимать как мощности множеств (кардинальные числа), и тогда
- мощность множества всевозможных отображений (функций) из множества мощности
в множество мощности
(например, из множества
в множество
). Так определённую операцию можно обобщить на мощности бесконечных множеств, и рассматривать, например, равенства типа