По формулам (формулы постулированы)
Ну а вы понимаете их? В школе вам давали? Вы знаете, как физически интерпретируются производная, интеграл, дифференциал? Разве вы в школе не выводили правила дифференцирования функций?
Дело в том, что в ВУЗе физика некоторое время сильно спешит относительно математики в своих методах: уже на первых лекциях дают определение скорости как производную векторной функции скалярного аргумента. По-видимому здесь делается упор на старшие классы средней школы, где какой-никакой опыт в обращении с понятиями математического анализа давался. Поэтому не стоит утверждать, будто не предполагается знание дифференциального исчисления. Напротив, оно активно используется и в некотором роде формируется через лекции по физике, так что снимите с себя эдакие рамки.
Это мгновенная скорость. Мгновенная скорость вводится через среднюю на интервале, который затем делают маленьким, но пока еще не объясняют что это пределы, бесконечно малые и т.п. - просто
и всё.
Ну видите: а вы знаете-таки. И то же предполагают преподаватели.
Ускорение равно нулю, потому что производная константы равна нулю.
Ни в одной из предложенных задач нет нулевого ускорения. Разве что вы подразумевали тангенциальное (и то это справедливо не для всех трёх задач), но тогда всё нужно строго оговаривать...
Неверно.
Вот давайте снимем с себя математические рамки. Тогда дифференциал некоторой физической величины
получает смысл
малого приращения этой величины . Например, если
-- температура, то
-- малое её приращение.
Определение модуля скорости такое:
. Оно буквально говорит, что модуль скорости есть отношение малого приращения пути
к малому промежутку времени
, соответствующему этому приращению, и тогда в этих терминах мы получаем ясный смысл модуля скорости: он показывает, как быстро проходит частица малый путь
в этой точке траектории. В общем же случае скорость векторная величина
, а значит помимо величины характеризуется ещё и направлением.
Ускорение определено как
, и здесь сразу стоит обратить внимание, что оно получается из дифференцирования вектора скорости. Поскольку
мы интерпретируем как малое приращение векторной функции, то оно связано с изменением
вектора скорости. Вспоминаем, что вектор характеризуется не только величиной, но и направлением, и получаем, что ускорение работает на двух уровнях:
1) Характеризует изменение величины скорости;
2) Характеризует изменение направления скорости
Выше я показал, как доказать соотношение
. Оно аналитически показывает оговорённое словами, что вектор есть совокупность модуля и направления (это не определение!!!). Вектор
всегда направлен по движению точки и "ответственен" за направление скорости, а величина
-- за её модуль.
Дифференцируя это соотношение, получаем
. Оно на самом деле показывает аналитически то, что было оговорено об ускорении выше:
Первое слагаемое, направленное по движению, характеризует скорость изменения модуля скорости и называется тангенциальным ускорением. Второе направлено перпендикулярно
(это можно получить дифференцированием
и вспоминанием того, когда равно нулю скалярное произведение ненулевых векторов) и характеризует то, как "поворачивается вектор скорости". Оно называется нормальным ускорением.
Выше вам дали хорошую задачу (в целях ознакомления) с равномерным движением точки по окружности. В этом случае модуль скорости не меняется, зато вектор скорости, очевидно, вращается (годограф скорости тоже описывает окружность). Это значит, что тангенциального ускорения нет, зато есть нормальное, ибо иначе поворота не было бы.
Затем мы задали
, то есть уже модуль скорости меняется. Значит, появляется тангенциальное ускорение.