Веллер по этому поводу хорошо высказался
Цитата:
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Константин. У меня такой вопрос: как уважаемый писатель относится к картине Малевича «Черный квадрат», мне просто интересно.
М.ВЕЛЛЕР: Отвечаю: отношение к «Черному квадрату» я изложил в большом эссе, которое называется «Песнь торжествующего плебея», которое есть в книге «Долина идолов». И начинается это эссе фразой «в этот черный квадрат провалилось все наше искусство, как сказала одна доктор исторических наук». С этого знакового произведения и началось пост-искусство. Фокус в том, что наивные люди путают контр-искусство и пост-искусство с искусством. Если «Черный квадрат» означает конец вашей традиции, конец вашему натурализму, реализму и сентиментализму. Конец вашему изображению жизни в формах жизни – получи, проклятая, зажравшаяся буржуазия в гниющей цивилизации свой черный квадрат. То наивные идиоты смотрят на «Черный квадрат» как на Сикстинскую мадонну, пытаясь из нее что-то вычитать и полагая, что контр-искусство и искусство – это одно и то же, ибо люди вообще очень наивные. Спасибо.
И в другом месте
О роли «Черного квадрата» Малевича один искусствовед выразился с душой: «В этот черный квадрат провалилось все наше искусство».
Гениальность Малевича явилась в знаковом акте. Любое искусство условно, но здесь условность достигла степени кода для посвященных. Классика эзотерики. Художник слал людям знак, что:
традиционное искусство устарело и исчерпало себя; оно коммерциализировалось, поэтому нами с горькой издевкой отрицается; трактовка произведения искусства адресатом достигла такой глубокой многозначности, что достаточно и намека, знака – чтобы возбудить реакцию восприятия: чувства, мысли, ассоциации; и форма, и содержание – уже архаика, их отрицание и преодоление – шаг вперед и вверх, они подразумеваются – но уже не нужны; а вообще понимайте как хотите, вы свободны от навязанных рамок представления, вы тоже художники.
Форма превратилась в знак. Содержание превратилось в расшифровку знака.
Горе в том, что такой квадрат, а также круг, ромб и треугольник может намалевать любой дебил и даже ишак хвостом. Владение ремеслом, искусство живописца, его мысль и чувство – отменяются за излишнестью. Главное: восприниматель должен знать, что это сделал художник, а не ишак. Формальной разницы нет. Разница в смысле послания. А о смысле мы договариваемся.
Искусство конкурентно. В социокультурном пространстве и на рынке искусства никогда не хватит места для всех. К вершине пирамиды конкуренция ожесточается. И каждый хочет быть первым.
В парадигме модернизма художественные возможности мастера и шарлатана уравниваются. А если вы не можете отличить чай от помоев, то какая вам разница, как справедливо заметил лондонский официант.
Борьба за утверждение своей формы, манеры, содержания, видения мира – заменяется борьбой за утверждение своего знака. За этим знаком – личность, ее образ жизни и мыслей, высказывания и акты привлечения к себе внимания, оценки критиков и вложенные торговцами в раскрутку деньги. Рыночная конкуренция приобретает характер конкуренции торговых знаков.
Знаком определяется рыночная ценность. Уровень престижа и таланта.
Акцент в искусстве смещается с художника на потребителя. Искусство – это то, к чему ты относишься как к искусству.
Чем отличается знак гения от знака осла, если чисто формально они неразличимы? Тем, что сторонними, лежащими вне формы искусства способами, тебе передана информация о том, кто гений, а кто осел.
В таких условиях разница между гением и ослом в искусстве это разница в информационном обеспечении знака. То есть: изобразить черный квадрат может любой дурак, а вот ты заставь людей воспринимать это как искусство.
Плевать, что у меня на холсте, главное – что у тебя в голове. Переход искусства из области объективной формы в область субъективного восприятия.