berenikaВот ведь не прочитал я сразу внимательно ваше сообщение, и не смог оценить по достоинству всю прелесть написанного.
Пушкин ( весь объём лирики) - в программе 9-го и 10-го класса, Гумилёв - в 11-ом, что вполне оправданно, на мой взгляд. Я вообще стараюсь пройти всю лирику АСП в 9-ом.
Вот вам Пушкин:
Цитата:
Надеждой сладостной младенчески дыша,
Когда бы верил я, что некогда душа,
От тленья убежав, уносит мысли вечны,
И память, и любовь в пучины бесконечны, —
Клянусь! давно бы я оставил этот мир:
Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,
И улетел в страну свободы, наслаждений,
В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,
Где мысль одна плывет в небесной чистоте...
Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;
Мой ум упорствует, надежду презирает...
Ничтожество меня за гробом ожидает...
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно... И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
На поверхности казалось бы лежит Платон: "Где мысль одна плывет в небесной чистоте..."
А ведь это стихотворение под микроскопом надо разбирать. Чего стоит только одна эта философская игра: "Мой ум упорствует, надежду презирает...
Ничтожество меня за гробом ожидает..." Слово "ничтожество" происходит от "ничто." Вроде бы все ясно, лирический герой жалуется на страх смерти, потому, что его личность со всеми переживаниями, воспоминаниями ,эмоциями просто исчезнет. Но "надежда", "вера" это уже категории христианской культуры, и строчка приобретает совсем другое звучание. "Ничтожество" это еще и предельно умаленное жалкое униженное существование, а еще это оскорбление. И тогда цитированная фраза означает, что лирического героя за гробом ожидает ничтожество, потому, что он презрел надежду.
Как тонко простроена фраза: "Ничтожество меня за гробом ожидает". Что значит "меня", если меня уже нет?
И вот лирический герой уже разрывается между верой и неверием, он возмущен порядком вещей, который предлагает ему разум: "Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!"
А это только одно стихотворение. Короче, да, самый раз в 9 классе рассказывать.
Я вообще стараюсь пройти всю лирику АСП в 9-ом. Она проста и доступна детям этого незамысловатого возраста, не надо размышлять, вникать, всё на блюдечке с каёмочкой выложено.
Класс!