Некоторые мысли по поводу.
Признание, что суждение о научности-ненаучности должно происходить на основе соответствия-не соответствия научному методу. А не основе "экспертного мнения".
Мне кажется, тут мы стреляем себе в ногу:
Признание, что суждение о научности-ненаучности с применением научного метода может потребовать специальных знаний, а в отсутствии их, невозможно дать однозначную оценку.
То есть в тяжелой ситуации нужно мнение "знающих", то бишь экспертов. От которых только что открестились.
EUgeneUSИтак, Вы признаёте, что без "экспертного мнения" в сложных случаях всё равно не обойтись.
Но почему-то хотите оставить у себя иллюзию контроля этого самого экспертного мнения. То есть пусть я не могу сам проверять "критерии научности", пусть у меня не хватает для этого знаний и умений, но хочется заставить эксперта оценивать не саму научность, а именно соответствие этим самым критериям научности. Зачем? Если без экспертного мнения всё равно не обойтись, так пусть эксперты делают вывод, как и всегда делали, непосредственно о научности/ненаучности, а не о соответствии каким-то навязанным критериям (утверждённым "договором с обществом").
Ведь дело в том, что сами эти критерии вызревали не в обществе, а в научной среде. Ну вот пусть и дальше вызревают в этой самой научной среде.
Вы предлагаете странную вещь: сначала подглядеть, какими критериями научности пользуются учёные, а затем этих же учёных насильно заставить и дальше пользоваться этими критериями (при том, что без помощи учёных в сложных случаях это следование всё равно не проверить).
Эта вещь странная, потому что на первом этапе Вы доверяете учёным (предлагаете взять именно те критерии научности, которые сложились в научной среде, вполне успешно и безо всякого контроля и принуждения извне), а на втором этапе наоборот не доверяете, и стремитесь что-то им навязать и заставить. Выглядит довольно бессмысленно.
Это что касается сложных случаев.
Что же касается простых - тут вряд ли с Вами кто-то будет спорить, что население нужно бы образовывать, учить выявлять маркеры явной лженауки, отличать науку от лженауки в самых простых, очевидных случаях.
Как конкретно это делать, чтобы была польза и чтобы не было вреда, и насколько реальны такие изменения - отдельный вопрос, требующий конструктивного обсуждения. С самой идеей вряд ли кто будет спорить, что просвещение - благо, и что школьное и вузовское образование имеет и должно иметь одной из целей выработку иммунитета к лженауке.
Только дилетантам нужно всё равно помнить, что в сложных случаях последнее слово должно быть за экспертами. Даже если на дилетантский взгляд это последнее слово будет нарушать какие-то декларированные (для простых случаев) признаки научного метода. Учёным виднее.