2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение29.05.2018, 19:52 


05/09/16
12065
Rusit8800
Ну ещё мог бы посоветовать вам писать подробней: что обозначают буквы, почему так можно записать и т.п. Это много писанины, но возможно на этом этапе вы будете видеть что не так.
Ну типа в это задаче - сначала четко описываете систему отсчета, затем записываете закон Гука, затем следствие из него применительно к выбранной СО, затем законы Ньютона, следствия из них и т.п. Плюс, конечно, нужен постоянный контроль размерности, на нем вы тоже сразу видите что не так. Кстати размерности ведь есть и у дифференциалов и у производных. Плюс, надо всегда подставлять характерные значения (нули, бесконечности) при которых решение очевидно. Об этом всем вам напоминают тут в форуме, но вы все равно хотите закидать задачи шапками как тира «я крутой и тут почти все ясно кроме одной малости», а оказывается нет, не ясно...

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение29.05.2018, 19:58 
Аватара пользователя


11/12/16
13853
уездный город Н
Rusit8800 в сообщении #1316030 писал(а):
И к чему вообще было это уравнение


Есть два пути решения этой задачи.

1. Сразу использовать начальные условия, записать как движется центр масс. Перейти в систему ц.м. и там решить задачу на колебательное движение. Это уравнение - часть этого пути.

2. Записать три уравнения (два из них - дифференциальные второго порядка). Вывести (!) из них третий закон Ньютона, ЗСИ (для данного случая) и уравнение движения центра масс :mrgreen: А по дороге решить "колебательную часть" задачи. В общем решении будет четыре константы интегрирования вот их надо будет связать с начальными условиями. ИМХО, это нисколько не сложнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 09:52 
Аватара пользователя


11/12/16
13853
уездный город Н
Rusit8800

(про задачки не по зубам)

То, что Вы берете задачки сильно выше текущего уровня - не есть хорошо. Тратится больше времени, чем при "поступательном движении". Это уважаемый Pphantom верно ответил.
Но еще хуже - бросать. ИМХО, если взялись, надо догрызать этот гранит, ящитаю :mrgreen:


Если Вы не потеряли интерес к этой задаче, то ответьте на вопросы в теме, там есть хорошие, на понимание. Например такой:
wrest в сообщении #1315984 писал(а):
Rusit8800
Если пружину длиной $l$ с коэффициентом жесткости $k$ порезать на две части длинами $l_1+l_2=l$, чему будут равны коэффициенты $k_1$ и $k_2$ получившихся пружин?


А пока покажу, как легко делается вот это:
EUgeneUS в сообщении #1316039 писал(а):
Записать три уравнения (два из них - дифференциальные второго порядка). Вывести (!) из них третий закон Ньютона, ЗСИ (для данного случая) и уравнение движения центра масс :mrgreen:


Возьмем два уравнения из трех, которые Вы написали с самого начала, но вместо дифференциалов будем обозначать производную по времени точками (вторую - двумя точками).

$m_1\ddot{x_1} = -kx_0$ (1)
$m_2\ddot{x_2} = kx_0$ (2)

$x_0$, как уже договорились - это изменение длины пружины, оно малое, настолько, что закон Гука выполняется, но не бесконечно малое. Положительное - сжатие, отрицательное - растяжение.

Заметим, что в (1) и (2) в правой части стоит тоже самое, но с другим знаком, тогда можно записать:
$m_1\ddot{x_1} = -m_2\ddot{x_2}$
Оппс! А это не что иное, как третий закон Ньютона: шарики действуют друг на друга силами равными по величине и обратными по направлению.
Перенесем всё влево и проинтегрируем один раз по времени:
$m_1\dot{x_1} + m_2\dot{x_2} = \operatorname{const} = A$ (3)
Справа Слева волшебным образом сложился полный импульс системы, а слева справа - константа. Закон сохранения импульса. Конечно, он должен выполнятся - внешних сил-то нету. Сразу определили одну константу интегрирования: $A=P_0$ - полный, суммарный импульс системы (так как случай одномерный сразу пишем в проекциях на ось).
Разделим на суммарную массу и проинтегрируем (3) еще раз по времени:
$\frac{m_1 x_1 + m_2 x_2}{m_1+m_2} = \frac{P_0 t} {m_1 + m_2} + B$
Справа Слева не что иное как координата центра масс $x_c(t) = \frac{m_1 x_1 + m_2 x_2}{m_1+m_2}$
Слева Справа - скорость центра масс умноженная на время и еще какая-то константа. Смысл этой константы очевиден - положение центра масс в начальный момент времени: $B = x_c(0)$.
Тогда сразу можно написать уравнение движения центра масс:
$x_c(t) = \frac{P_0 t}{m_1+m_2} + x_c(0)$
для Ваших начальных условий:
$P_0 = m_1 v_1$
$x_c(0) = \frac{m_1 x_1(0) + m_2 x_2(0)}{m_1+m_2}$
Итого:
$x_c(t) = \frac{m_1 v_1 t}{m_1+m_2} + \frac{m_1 x_1(0) + m_2 x_2(0)}{m_1+m_2}$
Всё тоже самое Вы получили пользуясь ЗСИ, что не удивительно.

Для анализа колебательного движения из (1) и (2) нужно сделать одно уравнение, избавившись от $x_1$ $x_2$ в пользу $x_0$, понадобится третье уравнение.
Легким движением руки получится уравнение гармонических колебаний с частотой, которая проходит все проверки, которые предлагались выше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 14:12 


05/09/16
12065

(О 'решении' дифференциального уравнения гармонических колебаний)

realeugene в сообщении #1316010 писал(а):
Дифференцируем предлагаемое решение, подставляем во второй закон Ньютона и, опа, сошлось! Значит, угаданное решение правильное.

Дык ведь оно именно так и "решается". Решающий задаёт себе вопрос "у какой функции вторая производная может быть пропорциональна самой функции взятой с обратным знаком?". Внезапно решающему приходит озарение что ведь $(\sin(x))''=-\sin(x)$, да к тому же еще более внезапно $(\sin(kx))''=-k^2\sin(kx)$. Да и косинус тоже подходит. Может, конечно, озарение приходит и не внезапно, а решающий подставляет всякие разные функции и наконец натыкается на синус\косинус. Еще он по дороге подставляет $e^x$ и обламывается, ибо знак получается не тот $(e^{kx})''=k^2e^{kx}$ хотя счастье и было близко. Потом-то когда-нибудь он узнает, что квадрат может быть отрицательным числом, но это потом...

То есть никакого собственно "решения" в смысле вычисления искомой функции-то и нет, есть именно проверка "а поищем-ка решение в таком-то виде. опа, сошлось!". А дальше у решающего спросят или он сам у себя "ну хорошо, вот синус внезапно подошел, а может еще чего подойдет?" И что тогда? :mrgreen: Школьник станет поминать задачу Коши?

Так что я полагаю, что задачу о двух грузах и пружине надо решать "классически", сведя к задаче с одним грузом на пружине, решение которой хорошечно известно, и не путать тут физику с математикой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 15:46 
Заслуженный участник


02/08/11
7003

(Оффтоп)

wrest в сообщении #1316232 писал(а):
Потом-то когда-нибудь он узнает, что квадрат может быть отрицательным числом, но это потом...
Стоит заметить, что комплексные числа всегда и везде изучаются до дифференциальных уравнений. Даже при самостоятельном изучении школьником сложно представить, чтобы дифуравнения школьнику были по силам, а комплексных чисел он ещё не касался.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 17:32 


05/09/16
12065

(Курица или яйцо)

warlock66613 в сообщении #1316255 писал(а):
Стоит заметить, что комплексные числа всегда и везде изучаются до дифференциальных уравнений.
Возможно, но в 3-томнике Фихтенгольца тема "Простейшие дифференциальные уравнения" находится в 10-й главе, а тема "Элементарные функции комплексной переменной"-- в 12-й главе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 18:32 
Аватара пользователя


11/12/16
13853
уездный город Н

(конечно, яйцо)

Теория эволюции дала однозначный ответ на этот древний вопрос :mrgreen:
Возвращаясь к школьникам, нужно определить про каких школьников идет речь.
Если о средних, то и вопрос пустой.
А если о школьниках, которые выступают на физических олимпиадах уровня района или города, то, имхо, обязательны:
1. Представления о производной.
2. Представление об интегрировании. Различие между неопределенным и определенным интегралом.
3. Представление о дифференциальных уравнениях, как минимум, знание общего решения типовых дифуров:
а) $\dot{x} = A x$
б) $\ddot{x} = A x$
в) $\ddot{x} = - A x$
4. Что касается комплексных чисел, то достаточно знания, что такие есть. И если букву $i$ возвести в квадрат, то получится число $-1$ :D

Если же говорим о школьниках, которые выступают на физических олимпиадах уровня всероса и международных, то они и уравнение Бине знают, только не знают, что оно так называется, инфа 100% :D

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение30.05.2018, 21:35 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург

(О знаке изменения длины)

EUgeneUS в сообщении #1316195 писал(а):
$x_0$, как уже договорились - это изменение длины пружины... Положительное - сжатие, отрицательное - растяжение.
Вопрос, конечно, не принципиальный, главное, что договорённость явно прописана. Но чисто в методическом плане лучше договориться, что положительное изменение длины - это её (длины) увеличение, т.е. растяжение. Это лучше согласуется с интуитивными представлениями об изменении величины.

Ну и совсем не принципиально, но также не лишено смысла: в нашем детстве (когда мы ещё не знали о существовании оператора Лапласа) изменение физической величины обозначали префиксом $\Delta$. Т.е. в этой задаче, глядя на чертёж, где длина пружины обозначена как $l$, её изменение я обозначил бы как $\Delta l$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение31.05.2018, 07:04 
Заслуженный участник


28/12/12
7931

(warlock66613)

warlock66613 в сообщении #1316255 писал(а):
Стоит заметить, что комплексные числа всегда и везде изучаются до дифференциальных уравнений. Даже при самостоятельном изучении школьником сложно представить, чтобы дифуравнения школьнику были по силам, а комплексных чисел он ещё не касался.

Если бы так!
Дифуры в физике плотно начинаются в десятом классе (или даже в девятом), а до комплексных чисел математики доходят дай бог к середине одиннадцатого. Приходится комплексные числа давать в курсе физики с "физическим" уровнем строгости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение31.05.2018, 09:34 
Аватара пользователя


11/12/16
13853
уездный город Н
Walker_XXI

(о знаках и дельтах)

Ваши замечания справедливы, поэтому требуется некоторое объяснение.

1. Про знаки. Меня подкупило, что ТС сразу в первом посте правильно написал два уравнения, хотя и с противоестественным выбором знаков. Решил к этому месту не придираться, так как на решение не влияет, при наличии соответствующих договоренностей.

2. Про дельту. Её не только с оператором Лапласа можно спутать. Есть мощный, но школьный по уровню строгости, метод решения задач: пишем уравнения в конечных приращениях, а потом устремляем их к нулю, получая какой-нибудь простой дифур. Так минут за 10-15 школьник может вывести формулу Циолковского, например.
А конечные приращения обозначаются: $\Delta x, \Delta y, \Delta etc$.
ТС, видимо, с этим методом знаком, но не близко: все время путается какую дельту можно устремлять к нулю, переходя к бесконечно малым, а какую нельзя. Поэтому использовать дельты сознательно избегал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарики, связанные невесомой пружиной
Сообщение02.06.2018, 03:05 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
EUgeneUS

(Оффтоп)

формулу Циолковского школьники выводили еще до рождения Циолковского :D

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group