2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 11:33 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Жаль, эту тему закрыли. Там всего 3 страницы холиваров. Теперь придётся всё заново здесь повторить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 11:38 
Аватара пользователя


05/05/17
15
grizzly

Вопрос не в разжигании войны противников и сторонников причисления ноля к натуральным числам. Мне, как человеку, начинающему изучение теории множеств было интересно, какие "математические последствия" в рамках данной дисциплины имеет утверждение, что $0 \in $$\mathbb{N}$

Ответ я получил чёткий - никаких. Это исключительно вопрос удобства.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 11:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8520
Vitte в сообщении #1215404 писал(а):
какие "математические последствия" в рамках данной дисциплины имеет утверждение, что $0 \in \mathbb N$
В наивной теории множеств - вообще никаких. В теории чисел причисление или непричисление нуля к натуральным числам меняет формулировки некоторых теорем. Например, если $0 \in \mathbb N$, то теорему Лагранжа можно сформулировать так: каждое натуральное число представимо в виде суммы квадратов четырех натуральных чисел. Если $0 \notin \mathbb N$, то придется говорить "каждое натуральное число представимо в виде суммы квадратов четырех целых чисел", или же "каждое натуральное число представимо в виде суммы квадратов четырех или менее натуральных чисел". С другой стороны, если $0 \notin \mathbb N$, можно говорить, что рациональное число - это отношение целого числа к натуральному, а если $0 \in \mathbb N$, придется добавлять "отличному от нуля".
В общем, ясно, что такие переформулировки никаких неудобств не доставляют, и спор, какая из них красивее - спор о том, какое зеркало более гладкое. Все зеркала гладкие, отличия без микроскопа не разглядишь.

Отмечу, что это далеко не единственный случай разночтений в математической терминологии. То же самое наблюдается в общей топологии (определение окрестности, формулировки аксиом отделимости), алгебре (например, определение кольца, от которого то требуют коммутативности и/или ассоциативности, а то нет) и еще черт знает где. Привыкайте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 11:57 
Аватара пользователя


05/05/17
15
Anton_Peplov в сообщении #1215408 писал(а):
Отмечу, что это далеко не единственный случай разночтений в математической терминологии. То же самое наблюдается в общей топологии (определение окрестности, формулировки аксиом отделимости), алгебре (например, определение кольца, от которого то требуют коммутативности и/или ассоциативности, а то нет) и еще черт знает где. Привыкайте.


Проблема разночтения исчезает тогда, когда появляется чёткое понимание предмета изучения, до чего пока очень далеко. Буду ориентироваться на то, что есть, и по мере продвижения задавать возникающие вопросы. Основная трудность сейчас начать мыслить категориями множеств. И я пока не нашёл литературы, где это достаточно хорошо представлено.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8520
Vitte в сообщении #1215414 писал(а):
Пока есть трудности в перестройке на "мыслить множествами".
Я тут рекомендации давал.
Anton_Peplov в сообщении #1215040 писал(а):
Ivan_B в сообщении #1215001 писал(а):
Когда я говорил о непонимании, то имел в виду непонимание в широком смысле. Это как с доказательством формулы по индукции: откуда она взялась - непонятно, да, ей можно пользоваться, но понимания нет.
Мне знакомо это ощущение. Я бы описал его так. Представим себе человека, который никогда не играл в шахматы. Ему дали список правил и поручили следить за партией. Он сможет констатировать, что – да, каждый ход сделан по правилам, и – да, это мат. Он видит, что поставлен мат, но не понимает, почему он поставлен. «Потому что король ходит так, а ферзь этак» – не ответ. Правила, регулирующие возможные и невозможные ходы – это еще не шахматы. Игрок проиграл, потому что не развивал фигур / упустил центр / не берег пешек и так далее. В шахматах есть свои законы, свои причинно-следственные связи. А наш наивный наблюдатель не знает их, не понимает, как здесь все устроено.
Именно это я сам чувствую в некоторых вопросах даже того же матана. Почему инвариантна форма только первого дифференциала, а не второго и так далее? Почему для дифференцируемости функции двух переменных недостаточно существования частных производных, а требуется еще их непрерывность? Я могу проследить доказательства доказанного и опровержения опровергнутого. Что там могу – я давно сделал это. Я согласен, что ходы сделаны по правилам. Но черт, я – не – понимаю – что – происходит!
Трудность в том, что "понимаю" - это ощущение, как добиться ощущения - вопрос неформализуемый. Я придумал следующие рецепты:

1. Выяснить геометрический/физический смысл. Например, я долго не понимал, что такое определитель. Выяснилось, что определитель - это (снабженный знаком) объем параллелепипеда, натянутого на вектора, координаты которых заданы матрицей (UPD: в $\mathbb R^n$, а то тут некоторые придираются). Выяснять можно из учебников или задавая вопросы.

2. Просто попросить мотивировать определение. Откуда оно такое взялось и почему именно такое? Я так делал с определением размерности в общей топологии. Понял, не жалуюсь.

3. Конкретизировать свои вопросы. Допустим у меня нет ощущения, что я до конца понимаю, что такое производная. Придумаем конкретный вопрос про производную, ответа на который я не знаю. Для начала - правда ли, что производную можно заменить пределом средней скорости? Оказалось, что можно, если у функции нет устранимого разрыва. Что еще мне непонятно? Ну, допустим, кое-что про бесконечную производную (этот вопрос я не буду формулировать здесь, задам в соответствующей теме в свое время). Чем больше таких вопросов (главное - математически точных, на уровне "доказать или опровергнуть"), тем лучше. Глядишь, со всех сторон понятие обсосешь, ощущение понимания и появится.

4. Порешать задачи на доказательство. Обычно, когда чего-то не понимаешь, но не можешь выразить, чего именно, это непонимание выливается в конкретные затруднения при доказательствах. И тогда в ПРР можно задать вопрос "как доказать, что", слушать, что тебе подсказывают, и пошагово разбираться. Помогает.

5. Забить. Если не помогло ничего из вышеперечисленного, не исключено, что голову просто глючит, и никакого мистического "понимания", кроме того, которым ты уже обладаешь, не существует. В конце концов, математика - штука для человека новая в эволюционном масштабе времени, и никто не сказал, что все математические понятия должны быть для нашего разума так же легки и естественны, как "если уронить банан, он упадет". С другой стороны, и в самых естественных вещах можно при определенном настрое пытаться найти "скрытый смысл". Трудно ответить на вопрос, почему $2 + 2 = 4$ иначе, чем "по определению". Некоторые личности с философским складом ума всю жизнь медитируют на формулу $0 = 0$, но это не значит, что стоит уподобляться. Так можно всю жизнь гоняться за призраком.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Vitte
Я всё же опять встряну. Если про анализ и алгебру можно спорить (хотя нельзя, на самом деле), то в контексте теории множеств уж точно ни у кого не может быть сомнений, что $0 \in \mathbb{N}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:11 
Аватара пользователя


05/05/17
15
kp9r4d
Вопрос был не в этом, а в том, меняет ли это что-то. На моём уровне - нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Anton_Peplov в сообщении #1215408 писал(а):
С другой стороны, если $0 \notin \mathbb N$, можно говорить, что рациональное число - это отношение целого числа к натуральному, а если $0 \in \mathbb N$, придется добавлять "отличному от нуля".

Это плохой пример, в общей конструкции - построения поля частных по области целостности - вы от слов "отличному от 0" никуда не денетесь всё равно, так что причина несократимости формулировки тут существенна, а принимать другое определение натуральных чтобы в частном случае её сократить - это как раз костыль.

Кстати, отвечая на ваш пример про месяца и пальцы, тут надо поменять причину и следствие местами. Математически на самом деле естественно считать большой палец нулевым, а мизинец четвёртым, просто когда язык складывался люди ещё ничего о нуле не знали (или знали, но боялись использовать), поэтому тут никакой неестественности не возникает.

Vitte
Меняет то, что у вас теперь "конечные ка/ординалы" и "натуральные числа" это разные сущности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:56 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8520
Понятно. Мы с Вами по-разному понимаем слово "естественный".

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 12:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Xaositect в сообщении #1215124 писал(а):
Someone в сообщении #1215119 писал(а):
Мне почему-то припоминается противоположное утверждение: сильнее, но ненамного. "Ненамного" в том смысле, что ZFC + аксиома существования сильно недостижимого кардинала может определить модель NBG.
Нет, не сильнее, в смысле NBG консервативна над ZFC. Для того, чтобы построить модель ZFC тоже ведь нужен недостижимый кардинал
Пускай NBG консервативна над ZFC в том смысле, что все утверждения, касающиеся исключительно множеств, одинаково доказуемы или недоказуемы в обеих теориях. Но для определения модели ZFC в NBG никаких дополнительных гипотез не требуется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 13:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/10/08
6422
Someone в сообщении #1215437 писал(а):
Но для определения модели ZFC в NBG никаких дополнительных гипотез не требуется.
Модель-класс и модель-множество это все-таки немного разные объекты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 13:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Anton_Peplov в сообщении #1215435 писал(а):
Понятно. Мы с Вами по-разному понимаем слово "естественный".


3b1b в a tau day sonnet писал(а):
One might object: "Conventions matter not!
Great formulae casts truth transcending names"
I've noticed, though, how language molds my thoughts;
the natural terms make heart and head the same

^^

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 13:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Vitte в сообщении #1215357 писал(а):
Господа, я снова встрял. В некоторых учебниках считается, что ноль принадлежит множеству натуральных чисел, в некоторых нет. Как с этим быть, и какой литературе верить?
Как Вам удобнее, так и считайте. Удобно Вам, чтобы $0$ был натуральным числом — пусть будет. Неудобно — пусть не будет. В теории множеств удобно считать $0$ натуральным числом. Хотя можно и не считать, а просто говорить "конечные ординалы", которые в любом случае начинаются с $0$, а в остальном совпадают с натуральными числами. В арифметике Пеано, по большому счёту, без разницы, считать $0$ натуральным числом или не считать. Для младших школьников, безусловно, удобнее для начала обойтись без нуля, а ввести его потом, вместе с отрицательными числами.

Даже скажу больше: если Вам удобно, чтобы число $-100500$ было натуральным — считайте его натуральным. Только своих собеседников об этом предупреждайте, чтобы они не пугались.

Xaositect в сообщении #1215439 писал(а):
Модель-класс и модель-множество это все-таки немного разные объекты.
В NBG класс — первичное понятие, чего уж его пугаться.

Vitte в сообщении #1215414 писал(а):
Проблема разночтения исчезает тогда, когда появляется чёткое понимание предмета изучения
Ничуть не бывало. Разночтения появляются потому, что в математике каждый имеет право вводить собственные определения и обозначения, нисколько не заботясь о том, что термин уже занят.

grizzly в сообщении #1215398 писал(а):
Жаль, эту тему закрыли. Там всего 3 страницы холиваров. Теперь придётся всё заново здесь повторить.
И главное, все эти холивары абсолютно бессмысленны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 13:25 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/14

1377
Someone в сообщении #1215445 писал(а):
И главное, все эти холивары абсолютно бессмысленны.

Компактификация утверждений, формулировок и формул за счёт удачного выбора определений - одна из самых осмысленных частей математематической деятельности, imho.

 Профиль  
                  
 
 Re: Просьба. Учебник по теории множеств.
Сообщение10.05.2017, 14:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
kp9r4d в сообщении #1215446 писал(а):
Компактификация утверждений, формулировок и формул за счёт удачного выбора определений - одна из самых осмысленных частей математематической деятельности, imho.
По моим наблюдениям, практически не существует определений и обозначений, которые устраивают всех и всегда. Исключения очень редки. Поэтому и воевать по их поводу не следует.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 115 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group