В нематематических приложениях определения вообще не нужны. В математических приложениях интеграл Лебега нужен, как теория беззнакового интегрирования.
О мотивировках.
Во-первых в математике это обычная ситуация, когда теория немотивирована. Редко когда удаётся привести впечатляющие примеры вида "теория А позволяет решить задачу Б, которая может быть сформулирована не в терминах теории А и без теории А не решается". А когда и удаётся, то часто после изучения теории А становится ясно, что её основная ценность всё же не в задаче Б, а в чём-то другом. А идеологические лозунги про инвариантность, естественность, элегантность, концептуальность и такое всё одинаково хорошо действуют как на школьников так и на студентов. Но если вы не согласны, то всё же мне интересно, как вы мотивируете интеграл Лебега и теорию меры для своих студентов (никакого ёрничанья, правда интересно).
Во-вторых тогда становится непонятно, чего же так в матшколах всех мучают теорией множеств - менее мотивированного и более абстрактного куска для изучения и придумать сложно (btw, Хелемский писал, что во времена Колмогорова её читали на третьем курсе).
Кстати, Вербицкий таки читал курс по мере школьникам, все школьники остались живы.
(Оффтоп)
По поводу первого утверждения мне кажется гораздо более спорным утверждение обратное: будто 10, 11 класс общей школы как-то кому-то помог в университете и в научной карьере в целом (не "вообще как-то помог", а в том смысле, что не возникло стойкого ощущения, будто это время можно было растратить гораздо более целесообразно, чем на бесконечные символические преобразования синусов и косинусов). А уж про то, что общая образованность улучшает какие-то когнитивные функции или делает человека более критически мыслящим мне вообще кажется спорным в квадрате. Но это всё-таки оффтоп.