Блин, я каюсь что тут ВТФ упомянул
, не хотелось бы дальше читать про нее.
Я изложу немного интересных на мой взгляд вещей. Может кто и заинтересуется.
(Тут
- знак внешнего отрицания)
"Переменные используются при построении определений терминов. Логическая схема таких определений имеет следующий вид:
будут терминами
такими, что если (1)
есть термины
и (2) верны утверждения
, содержащие
, то (3) будут верны утверждения
, содержащие
.
Правило таких определений: подставлять на место
термины
и все те термины, которые содержат их как часть или определяются через них, нельзя. Это правило содержится в самой формулировке определения: в пункте (1) сказано, что
уже до построения должны быть терминами некоторого рода
, чтобы
стали терминами некоторого рода
. А до построения
вообще терминами не являются. Значит не являются терминами все те выражения, которые зависят от них по значению (то есть содержат их или определяются через них)
Приведем пример. Будем считать слово "число" термином таким, что если а есть термин, обозначающий число, то а есть "число". Здесь а есть переменная, на место которой могут подставляться любые термины, обозначающие числа - 1, 0, 1/2, 2^(1/2) и т. п.
В приведенном примере подстановка слова число на место а дает выражение "число есть число", которое вполне правомерно. Но не всегда такая подстановка проходит безнаказанно.
Парадокс множества всех нормальных множеств общеизвестен. Мы осуществим экспликацию определения нормального множества в такой форме, чтобы стала заметной логическая ошибка, совершаемая при получении этого парадокса.
Для наглядности примем сокращения: "n" - нормальное множество, "Mn" - множество всех нормальных множеств "
" - знак включения элемента в множество. Определние нормального множества можно записать так: n будет термином таким, что если a есть термин множества, то
(то есть если а не включается в самого себя, то а включается в множество всех нормальных множеств)
Парадокс получается, если на место переменной а подставить термин Mn:
то есть если Mn не включается в Mn, то Mn включается в Mn, если Mn включается в Mn, то Mn не включается в Mn. Такая подстановка кажется правомерной, так как Mn есть термин множества. Но она ошибочна, поскольку по правилам определения выражение n и содержащее его выражение Mn до построения определения вообще терминами не являются. Так что если строго соблюдать правила определения, то парадокс не получится."