Учитывая, что существует много широко признанных литературных произведений
Боюсь, что их настолько много, что всё прочитать невозможно.
Кроме того, участник Anton_Peplov НЕ читал Достоевского, Л. Толстого, Радищева, Фонвизина, Грибоедова, Диккенса, Золя, Данте, Петрарку, Конан Дойля, Верлена, Рембо и еще многих других.
И вряд ли вы что-то потеряли. Даже несмотря на то, что "Анна Каренина", как мне кажется, один из лучших романов в мировой литературе.
Литературный минимум и приличного и неприличного жителя РФ имеется - это школьная программа по литературе.
Которая составлена левой пяткой чиновников из министерства образования и науки. При этом данная программа обычно не включает практически всю зарубежную литературу, да и с российской литературой нелегко понять почему нужно изучать такое произведение, как "Война и мир", но не "Анна Каренина"? "Преступление и наказание", но не "Идиот", "Подросток" или "Братья Карамазовы"? И так далее.
По прочтении нескольких романов Достоевского пришёл к выводу, что "Преступление и наказание" на мой вкус наименее удачно и интересно, а выбор именно этого произведения для школьной программы мне совершенно неясен.
Поддержу, хотя и правда то, что это вопрос субъективного вкуса. Набоков, на мой взгляд, хорошо прокомментировал данное произведение:
Цитата:
Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в IV-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока неплохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». «Убийца и блудница» и «вечная книга» — какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?
Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу — с кем же? — с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания — что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.
Да и в целом про содержание творчества Достоевского прекрасно высказался тот же Набоков:
Цитата:
Безвкусица Достоевского, его бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами, упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства — всем этим восхищаться нелегко. Мне претит, как его герои «через грех приходят ко Христу», или, по выражению Бунина, эта манера Достоевского «совать Христа где надо и не надо».
и Горький:
Цитата:
Неоспоримо и несомненно: Достоевский — гений, но это злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил две болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью: садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и — противоположность её — мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием, не без злорадства, однако, рисуясь им пред всеми и пред самим собою.
А уж о программе 11 класса и говорить не хочется. Так что тут тоже неоднозначно всё.
Программа 10 класса мне нравилась больше - я люблю Серебряный век.
Позвольте внести вклад.
1. У. Эко "Баудолино"
...
3. Г. Манн "Верноподданный"
Присоединяюсь.