И, кстати, меня изрядно удручает, что нетехническим специальностям у нас нынче вместо нормальной математической логики стали преподавать эту устаревшую "формальную логику", то бишь, средневековую силлогистику. По-моему, это свидетельство деградации нашего образования.
Я думаю, что в образовании нужно идти к формальному от простого и образного, и уже об этом писал.
Я приведу пример, который запомнился. Он из Вашей переписки на форуме:
Образуем высказывание "Некоторые кентавры живут в Африке". Оно имеет форму
. Истинно оно или ложно? А его отрицание? Оно звучит так: "Все кентавры не живут в Африке" (Ни один кентавр не живёт в Африке).
Во-первых, звучит оно как "любой не является кентавром или не живёт в Африке".
Здесь Вы "поправили"
kernel1983 и даже не заметили,
- что kernel1983 в этом не нуждается, что отрицание, построенное им, эквивалентно Вашему, просто оно в другой канонической форме,
- что Ваше отрицание сформулировано в сложном для понимания виде, да и с точки зрения языка оно корявое.
Если бы Вы были знакомы с таким средневековым старьем, как логический квадрат, Вы бы так "поправлять" не стали.
(Истинность и правильность)
Кстати, kernel1983 запутался из-за термина "истина". Поэтому-то Гегель и предлагал для формально-логической "истины" другой термин --- "правильность": одни суждения правильны по условию, другие правильны или неправильны по правилам формальной логики.
А слово "истина" ("то, что есть на самом деле") Гегель предлагал использовать только тогда, когда мы обозначаем, что суждение соответствует реальности = действительности = практике.
Гегель допускает нарушение закона в рамках логики (пусть и не формальной, а его "расширенной").
Ладно, повторю еще раз: Гегель
не допускал нарушения закона непротиворечия в рамках формальной логики или расширенной логики.
Вот смотрите, возражений по описанной схеме снятия противоречия (тезис-антитезис-синтез) у Вас нет. В ней, действительно, все просто и ясно.
Есть в ней нарушение закона непротиворечия?
Нет.Имеет ли схема отношение к формальной логике? Да, это очевидно.
Была ли она сформулирована в рамках формальной логики до Гегеля (точнее, до Фихте, у которого Гегель ее "стянул")? Нет.
А почему? Потому что до Гегеля (Фихте) логика описывала только то, какой должна быть система утверждений, но не то, как система должна меняться.
Имел ли Гегель право называть свою логику логикой? Конечно, ведь он просто дополнил логику. А сама формальная логика вошла в его логику целой и невредимой.
Здесь та же история, что и с понятием "математика" до и после открытия математического анализа. Математика изменилась? Да. А старые знания она в себе сохранила? Да. Т. е. с одной стороны это уже другая математика (
), а с другой --- та же самая (
). Мы продолжаем называть ее математикой, только новую ее часть называем высшей математикой.
(Принцип Лисков)
Кстати, в программировании все это называется принципом замещения Барбары Лисков.
В Гегелевской логике новая часть называется диалектической логикой, старая по старинке называется формальной, а обе вместе --- просто логикой.
Если Гегель и "допускал нарушение" закона непротиворечия в рамках логики, то только в том же смысле, в котором братья Райт "допускали нарушение" закона притяжения в рамках физики.Вы же правильно написали здесь:
Все мы прекрасно знаем, что теоретические представления не являются чем-то навсегда застывшим, а постоянно дорабатываются. При этом прежние теоретические представления как правило (но не всегда) входят в новые как частный случай с ограниченной сферой применения. Суть доработки теоретических представлений заключается в изменении прикладной аксиоматики, т.е. доработка не затрагивает логику как таковую.
И Гегель говорил о том же самом. Просто вместо общих слов об "изменении прикладной аксиоматики", он показал
конкретную схему такого изменения (схему Фихте) и дал кучу
примеров ее использования.
Но на слово "философия" и "философ" у Вас, видимо, выработался стойкий рефлекс, который с точки зрения формальной логики является ни чем иным, как общеутвердительным суждением "Философы всегда несут бред". А я со своей стороны стараюсь донести до Вашего сознания антитезис "Философы не всегда несут бред". И, если бы у меня это получилось, Вам бы пришлось понизить общность своего тезиса, заменив в нем слово "всегда" на слово "иногда". И тогда Вы убедились бы на собственном опыте, что схема снятия противоречий в наше просвещенное время работает так же четко, как и в темные гегелевские времена.
(Кто мыслит абстрактно?)
Здесь уместно дать ссылку на один газетный фельетон Гегеля и пояснить, что Гегель выделял в мышлении два момента. (Слово "момент" говорит о том, что эти две части являются этапами целого процесса, этапами мышления).
Первый момент мышления --- это рассудочное, абстрактное мышление, рассудок. Рассудок поставляет мышлению абстракции и обобщения, он дает названия вещам и действиям, навешивает на вещи и действия ярлыки (типа "Философы всегда несут бред"). И он всегда связан с эмоциями. Это потому, что сознание животного или человека никогда не делает обобщений относительно чего-то, что никак не затрагивает его интересов. Нейтральные (не плохие и не хорошие) вещи проходят мимо сознания незамеченными.
(Наверное, вот почему так важно, чтобы математик испытывал теплые чувства к своему предмету, чтобы он чувствовал его красоту. Во многих случаях для рассудка сгодились бы и плохие эмоции, но только тогда, когда деваться некуда. А ученый, испытывающий отвращение или скуку по отношению к своему предмету, скорее всего, просто забросит его и займется чем-то другим.)
Но любые обобщения, любые абстракции могут быть ложными или частично ложными = ограниченными. И вот здесь в игру вступает холодный, трезвый разум, конкретное мышление, которое начинает сталкивать абстракции друг с другом, пытаясь привести их в систему. Тут-то и появляются "противоречия", "снятия" и вся остальная диалектика. (А рассудок просто не замечает противоречий, он так устроен.)
Существенно, что рассудок индивидуален, а разум всегда коллективен, даже когда он работает в голове одного единственного человека. Расписывать это не буду, потому что уйдет много времени. Но первым приближением к мысли о коллективности разума можно считать древнее суждение "В споре рождается истина". Надо лишь помнить, что, если практика не является арбитром в споре, то спорить можно до хрипоты.
Итак: Гегель,
"Кто мыслит абстрактно?"Обо всем остальном писать бесполезно, пока антифилософский пыл не остыл, пока антагонизм не снят и пока не найдены точки соприкосновения.