У меня совершенно другое представление о понятии "количественная оценка"... я не могу представить себе, как кто-то кодировку 010101 считает количественной оценкой "Математического анализа".
+1
Хотелось бы понять это лучше или увидеть общепринятое определение "количественной оценки" -- не исключаю, что вся проблема в дефинициях, как обычно.
А нормальных определений, насколько я знаю, нет, есть только философские. В курсе советского диамата нас учили, что:
а) всякий предмет имеет существенные и несущественные свойства. Как отличить одни от других - не уточнялось. Наверное, это надо чувствовать.
б) набор всех существенных свойств предмета называется его сущностью.
в) мне не удалось понять, в чем разница между сущностью и качеством, хотя лектор настаивал, что она есть. Поэтому я буду рассматривать эти слова как полные синонимы до тех пор, пока не появится человек, способный объяснить мне, какая - в диамате - между ними разница.
г) предметы, имеющие одну и ту же сущность = качество, относятся к некоторому классу предметов (например, все яблоки относятся к классу яблок)
д) таким образом, изменение качества - это когда предмет покидает свой класс предметов и превращается в другой предмет (например, яблоко превращается в компот).
е) изменение количества - это переход к предмету того же класса (например, к более тяжелому, или более красному, или более сладкому яблоку, но по-прежнему яблоку).
Эта схема была бы приемлема, если бы был указан способ отделить существенные свойства от несущественных. Например, я могу сказать, что некие свойства (не обязательно их явно указывать) порождают класс предметов "фрукт". Следует ли из этого, что переход от яблока к ананасу будет количественным? В таком случае, о количестве чего идет речь?
Обратный пример - я могу сказать, что некие свойства порождают класс предметов "яблоко весом < 100 г". Следует ли из этого, что изменение массы с 98 до 99 граммов - количественное, а с 99 до 100 - качественное? А с какой стати?
В общем, остается надеяться, что наша интуиция сама хорошо отделяет существенные свойства от несущественных. Что, с одной стороны, чрезвычайно напоминает тот наряд короля, который видели только умные люди. Но с другой - этой схеме, возможно, удастся придать смысл - но не как критерию объективно существующих количества и качества, а как характеристике свойств нашего восприятия. Когнитивные психологи говорят, что наше восприятие
категориально. Любой предмет мы воспринимаем как относящийся к некоторому классу предметов.
Вот здесь и
здесь есть немного о механизмах этого явления и связи их с языком, они пока изучены не до конца (а что в когнитивной психологии изучено до конца?). Но
а) отнесение к категории происходит непроизвольно, человек этим процессом не управляет
б) не могу подтвердить этого ссылками, но полагаю, что люди одной культуры один и тот же предмет категоризуют одинаково. За другие культуры не скажу, учитывая существование в некоторых языках десятков грамматических категорий для деления существительных - и, значит, обозначаемых ими предметов - на классы классы "людей", "вещей", "растений", "плодов" и т.д. Могут противопоставляться люди и животные, большие и маленькие предметы, длинные, гибкие и круглые предметы, природные и искусственные, и т.д. (Плунгян. Почему языки такие разные. С. 108-111). Также категоризацию, похоже, нарушает шизофрения, во всяком случае "опора на слабый признак" (разница между вороной и самолетом усматривается в том, что самолет не может сесть на окно) считается симптомом, хоть этот "симптом" сплошь и рядом демонстрируют вполне психически здоровые современные дети. Но это все экзотика, а для взрослых здоровых людей одной культуры категоризация, кажется, одинакова.
Так вот эта категоризация и может придать смысл диаматовскому различию количества и качества. Если мы выполнили манипуляции с яблоком, и по предъявлении результата с вопросом "что это?" испытуемый все равно кричит "яблоко!", то с яблоком произошли чисто количественные изменения. Если нет - то качественные. Неудобство в том, что в таком подходе количество и качество оказываются экспериментально определяемыми категориями, которые нельзя формализовать.
P.S. Если с горних когнитивно-философских высей спуститься до повседневной личной практики, то я называю явление количественным, когда:
а) мне понятно, о количестве
чего идет речь. Причем это "чего" я не выдумал специально, чтобы показать, что числа можно притянуть за уши к чему угодно, а оно - вот, под ногами болтается, спотыкаешься об него.
б) вариантов этого количества больше двух. Потому что различие между "да" и "нет" мне удобнее считать качественным.
Поэтому четность и нечетность чисел я считаю качественным свойством, а количество различных простых делителей - количественным. Не претендуя на формализацию своих интуитивных критериев.
UPD. И еще момент. Количественное свойство не обязательно выражается числом. Так, я уверенно могу сказать, что Алена красивее и женственнее Светланы, но не могу измерить красоту в единицах. Это то, что герр Гегель называл чистым количеством - когда можно сказать только, больше или меньше, в отличие от определенного количества, когда можно сказать, сколько именно.