2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 140  След.
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 19:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
ivvan в сообщении #1097369 писал(а):
Если заменить "оказался" на "назывался", изменится выбор (предпочтение)?
В предполагаемом контексте изменится, я считаю. Когда Вы только-только узнали название предмета (либо назвали его), сложно представить, что этим предметом можно было бы воспользоваться в соответствии с его функциональностью. Контекст этого не подразумевает.

Впрочем, это я уже пытаюсь задним умом объяснить своё "чувство языка".

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
ivvan
Думаю, что мои объяснения через влияние контекста близки к истине. Хочу предложить Вам интересный пример, иллюстрирующий силу контекста (я нарочно использую слово "назвать"):
    "Скажите, а если собачью лапу назвать "хвостом", собака перестанет ей вилять?"
Казалось бы, грамматика этого построения верна. Но собаки не виляют лапами и предложение отдаёт сильным диссонансом (именно из-за непопадания во множество предполагаемых контекстов).
При этом вариант:
    "Скажите, а если собачью лапу назвать "хвостом", собака перестанет им вилять?"
грамматически воспринимается без проблем, хотя и отдаёт логическим противоречием.
В то же время сравните:
    "Скажите, а если этот предмет назвать "машинкой", мы перестанем им пользоваться?"
Здесь "им" всё ещё предпочтительнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
grizzly
В ваших примерах я, например, совершенно не поняла, чем же она "виляет" :-) Она и до "называния" лапой своей не виляла .. Чего ж переставать-то?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
provincialka в сообщении #1097425 писал(а):
В ваших примерах я, например, совершенно не поняла, чем же она "виляет" :-)
А вы эти два предложения про собаку воспринимаете одинаково плохо? Мне вот первое очень сильно глаз режет уже на моменте восприятия, задолго до логического анализа (настолько режет, что анализировать, кажется, нет смысла). А второе легко проходит барьеры восприятия и спотыкается только на анализе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/01/13
12065
Казань
grizzly
Аналогично! Первое не воспринимается... Второе расшифровывается примерно так: "Лапу собаки назвали хвостом... Но хвост-то у неё остался! И она будет им вилять по прежнему!"
То есть "им" относится вообще к другому объекту!

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
provincialka
Вот и у меня так же. Значит, примеры мне удались именно так, как я хотел. Будут ли они полезны для ivvan, я не уверен. Меня же вопросы соотношения грамматики и (под)контекста давно интересуют, вот я и завёлся :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 20:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
atlakatl в сообщении #1097351 писал(а):
Такие вещи в грамматиках не фиксируются, это синтаксис.

И даже не синтаксис, а семантика.

-- 06.02.2016 20:51:41 --

grizzly
    "Скажите, а если собачью лапу назвать "хвостом", собака начнёт ей вилять?"
Здесь всё просто :-) Да, лапой не виляют, но сказать такое можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 21:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Munin в сообщении #1097444 писал(а):
"Скажите, а если собачью лапу назвать "хвостом", собака начнёт ей вилять?" Здесь всё просто :-)
Ух-ты! Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 22:46 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1097303 писал(а):
Спасибо, вы меня успокоили!
Кстати, ещё насчёт этой ветки разговора. «Любители» русского языка (и его письменной нормы) вообще, по сравнению с некоторыми другими языками, почему-то крайне нетерпимы к вариативности. И орфографической, и орфоэпию вон развивают. Правильно может быть только одним способом! (А иногда вообще дырки делают — я побежу не любят.) Кошмар.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение06.02.2016, 23:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вот меня это тоже удивляет. В других языках нет такой занормированности. При том, что высокий слог может высоко цениться, и художественная проза, и стихи, и другие языковые достижения... но нет этой тюремной ограниченности, "шаг в сторону считается побег".

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 00:21 


19/05/10

3940
Россия
Munin в сообщении #1097535 писал(а):
Вот меня это тоже удивляет. В других языках нет такой занормированности. При том, что высокий слог может высоко цениться, и художественная проза, и стихи, и другие языковые достижения... но нет этой тюремной ограниченности, "шаг в сторону считается побег".
Так это в основном дебилы(ки) (кстати в основном любители запада) так русский язык "любят". Обычные люди спокойно к этому относятся.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 01:23 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Нет, это и в школе такое пропагандируется, и в конце концов становится национальным стандартом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 03:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8506
Подумалась интересная штука - как раз насчет языковых норм.

Есть такая книга - Б. Андерсон, "Воображаемое сообщество". Сам я ее не читал, но слышал в пересказе филолога Кирилла Мартынова в программе "Родина слонов", выпуск № 4 (кстати, горячо рекомендую: выпуски программы - это часовые интервью на всякие исторические темы, взятые у специалистов очень адекватным журналистом М. Родиным. По стилю напоминает "Постнауку". Там и стенограммы есть, для тех, кто любит читать, а не слушать).

Так вот, Андерсон выводит образование наций из развития книгопечатания. Поскольку, говорит он, книгопечатание было хорошим бизнесом, печатники были озабочены расширением рынка. И тогда, начиная с XVI в., они начинают печатать книги не на латыни, а на национальных языках. Наличие массового печатного образца унифицировало язык, сгладило разницу между диалектами: каждый читающий человек имел перед собой образец, как надо говорить. А уж объединение языка повлекло за собой объединение нации.

Я вижу в этом построении два слабых места:
1. Подавляющее большинство населения вообще не умело читать, поэтому реагировать на книги не могло в принципе. Впрочем, в Индии начала XX в. тоже большинство населения не умело читать, однако идеи Ганди со товарищи массы восприняли на ура. Говорят, что достаточно заразить идеей 5% самых пассионарных, все остальные пойдут за ними.
2. Плунгян в лекции, конспект которой я здесь выкладывал, говорил, что жесткая фиксация письменного языка в СССР привела лишь к тому, что устный язык разошелся с письменным. То есть по мнению Плунгяна, которому я ввиду его профессионализма склонен доверять, письменный язык не влияет или почти не влияет на устный. А значит, предложенный Андерсоном механизм не мог сработать.
Можно попробовать спасти эту гипотезу, заявив, что книги дали не общий язык в буквальном (лингвистическом) смысле, а некий культурный контекст, который для всех людей, читающих, скажем, по-французски, стал общим и заставил ощутить себя французами (а не анжуйцами, госконцами и т.д.). Это тоже шаткое предположение, потому что культурный контекст того времени был по большей части богословским и, значит, разным для католиков и гугенотов, но зато общим для всех католиков, будь они французами, итальянцами или испанцами.

Кроме того, уместно вспомнить, что политическое объединение Франции завершилось к концу XV в., а в Англии и вовсе в X в., т.е. за несколько веков до изобретения книгопечатания. Похоже, красивая гипотеза не выдерживает критики.

Или все-таки в ней что-то есть, как думаете?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 11:08 


19/05/10

3940
Россия
Munin в сообщении #1097571 писал(а):
Нет, это и в школе такое пропагандируется, и в конце концов становится национальным стандартом.
Да не, у нас же в школе все развалено и никто не работает. Из Кремля пропагандисты что ли приходят? А тюремные стандарты это там за кордоном - попутали вы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 11:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
mihailm в сообщении #1097608 писал(а):
Да не, у нас же в школе все развалено и никто не работает.

Ну вот не всё развалено. Откуда ж ещё столь массовое течение людей, ругающихся на безграмотность?

А "тюремный стандарт", видимо, начал складываться ещё до революции.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2095 ]  На страницу Пред.  1 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 140  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group