2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 140  След.
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 12:04 


19/05/10

3940
Россия
Munin в сообщении #1097611 писал(а):
...Откуда ж ещё столь массовое течение людей, ругающихся на безграмотность...
От верблюда? Оттуда же, откуда и обезьяны с гранатами.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 15:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/09/14
6328
Anton_Peplov в сообщении #1097592 писал(а):
Или все-таки в ней что-то есть, как думаете?
Я ещё не читал Андерсона / не слушал пересказ. Но в Вашем сообщении я не вижу каких-то непримиримых противоречий. Всё это (из Ваших слов) можно интерпретировать так, что все окажутся правы (Вы тоже :)
1. Вполне возможно, что само "объединение нации" в XVI в. несколько отличается от того же в сегодняшнем мире (и не может не отличаться).
2. Книгопечатание на раннем этапе могло создавать не сам культурный контекст, а формировать почву для такого общего контекста. Наличие нескольких экземпляров одинаковой информации ведёт к тому, что одна и та же информация может обсуждаться в разных местах, по ней формируются какие-то точки зрения, принимаются решения. Всё это либо согласовывается на стадии формирования / развития, либо выживает эволюционным способом. Но в любом случае добавляет свои проценты к процессу объединения среды (не обязательно только языка). А затем почти наверняка возникают эффекты положительной обратной связи (ПОС).
3. Вполне вероятно, что влияние ~1% населения (я про около-титулованных особ) в феодальные времена имело более существенное значение в вопросах объединения нации, чем в вопросе формирования единого стандарта языка. Да и вообще, Плунгян и (предполагаемый мной) Андерсон в этом вопросе выглядят почти параллельно, кажется.
4. Да, Англия, да, Франция -- а не можем ли мы сравнить скорости интеграционных процессов до книгопечатания и после? Даже какие-то небольшие проценты, работающие в режиме ПОС, могут дать неслабый кумулятивный эффект.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 15:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8612
Munin в сообщении #1097611 писал(а):
Откуда ж ещё столь массовое течение людей, ругающихся на безграмотность?
Грамотность некоторые дети усваивают не в школе, а в процессе чтения книг запоем. Отчетливо помню, что я был грамотнее своего школьного учителя по русскому языку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 15:36 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
Anton_Peplov в сообщении #1097639 писал(а):
Грамотность некоторые дети усваивают не в школе, а в процессе чтения книг запоем.
Всегда был уверен, что слово «некоторые» в этой фразе можно вычеркнуть или хотя бы заменить на «большинство».

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 15:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8612
Ну, у меня нет статистики, а только собственный пример. Поэтому ограничиваюсь квантором существования.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 15:44 
Аватара пользователя


11/06/12
10390
стихия.вздох.мюсли
У меня тоже нет большой статистики, я основываюсь на примере себя и своих знакомых. Но закономерность прослеживается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 21:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Anton_Peplov в сообщении #1097639 писал(а):
Грамотность некоторые дети усваивают не в школе, а в процессе чтения книг запоем.

Это запросто. Но почему кому-то отклонения "режут глаз"? (Кстати, как раз те, кто читают запоем, - обычно толерантнее, и сами легко участвуют в языковых играх типа "олбанского йезыка".)

Почему нельзя считать грамотным человека, который просто умеет читать и писать, так что другие могут понять написанное? Ведь исключения "казнить нельзя помиловать" страшно редки, и обычно неправильная орфография и пунктуация не препятствуют пониманию?

Aritaborian в сообщении #1097640 писал(а):
Всегда был уверен, что слово «некоторые» в этой фразе можно вычеркнуть или хотя бы заменить на «большинство».

Нельзя. Потому что большинство как раз не читает запоем - и видимо, остаётся безграмотным. Так что, если вычёркивать, то с добавлением уточнения: "большинство грамотных детей". (Ой. Опять... теперь я сам выступаю как сторонних жёсткой нормы... Изображение )

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 21:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


31/01/14
11348
Hogtown
Глядя на емейлы своих студентов я нахожу что у каждого есть свой стиль:
1) В духе олбанского текстинга. Рекорд:
"Hey Pro when the next quiz?"
Я не удержался
"Look on website, Bro"
2) В духе резолюции ООН (огромные преамбулы, неясный с ходу смысл, сильно усложнённые конструкции). Я обычно отвечаю, что мне понадобится ара месяцев, чтобы в этом разобраться, но если будет более короткая версия, то я разберусь гораздо быстрее. Помогает.
3) Коротко, чётко, никакой двусмысленности. И никакого стилистического выпендрёжа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение07.02.2016, 23:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8612
Munin в сообщении #1097754 писал(а):
Почему нельзя считать грамотным человека, который просто умеет читать и писать, так что другие могут понять написанное? Ведь исключения "казнить нельзя помиловать" страшно редки, и обычно неправильная орфография и пунктуация не препятствуют пониманию?
Читал в каком-то журналистском научпопе (типа "Вести.Наука") про исследование на эту тему. Мол, ошибка в тексте, как любое отклонение от любого привычного до автоматизма порядка, включает бессознательный тревожный сигнал: "Тут что-то не так, что-то странное, надо всмотреться повнимательнее". Поэтому чтение безграмотного текста требует больше психических ресурсов, а потому вызывает усталость и раздражение.
Ссылка на оригинальное исследование там, может, и была, но я не сохранил, к сожалению.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение08.02.2016, 15:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
И почему, спрашивается, у русских она вызывает этот сигнал, а у американцев, французов, греков и т. д. - не вызывает?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение08.02.2016, 16:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8612
А разве только у русских? По-моему, исследование было про английский язык.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение08.02.2016, 16:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вы пропустили, с чего я начал?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение08.02.2016, 16:52 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8612
Виноват, сбился.

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение13.02.2016, 04:21 
Заморожен


14/03/14
223
Я опять про жареную и жаренную картошку.
stedent076 в сообщении #1097299 писал(а):
"жареная картошка"... "жаренная с грибами картошка"... "жареная картошка с грибами"
A_Nikolaev в сообщении #1097356 писал(а):
а не мог бы кто-нибудь подсказать, какое это правило на странице http://therules.ru/double-consonants/ ?
Спасибо всем ответившим: ivvan, Aritaborian, atlakatl!

Думается, что здесь работают правила § 62 и § 63. "Жаренная" - это страдательное причастие прошедшего времени, а "жареная" - прилагательное, образовавшееся из страдательного причастия прошедшего времени.

ivvan в сообщении #1097360 писал(а):
Подозреваю, что там вариант "жареный" не считается причастием. (А вот почему так разнится часть речи, тоже интересно.)
Да, интересно. И непонятно, как отличить прилагательное от причастия? По зависимому слову? По каким-то оттенкам смысла?

Интересно, как и почему появилось это правило? Можно ли составить предложение, смысл которого изменится, если заменить причастие прилагательным?

 Профиль  
                  
 
 Re: Пообсуждаем грамотность :)
Сообщение13.02.2016, 13:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
A_Nikolaev в сообщении #1098984 писал(а):
Интересно, как и почему появилось это правило?

Подозреваю, в процессе интерференции древнерусского и старославянского. Известно, например, что действительные причастия древнерусского превратились в прилагательные, а наши современные причастия - из старославянского. Например:
    бегучий - бегущий
    горячий - горящий

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2098 ]  На страницу Пред.  1 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 140  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group