Мне показалось, что это можно выделить в качестве самостоятельного пункта, если речь идёт именно про современную науку, а не про античную.
Вы же в
начальном сообщении написали: «будут проблемы с наукой прошлых веков и, вероятно, будущих».
Вот меня и заклинило. :) Давайте, будем считать это [моё непонимание] недоразумением.
Я попробую «допилить» приведенные Вами «критерии».
Важным является предположение существования достаточно медленно изменяющихся свойств окружающего мира. [Если бы мир менялся достаточно быстро, то не было бы возможности его познания.] Наряду с достаточно медленно изменяющимися свойствами существуют достаточно часто повторяющиеся явления или ситуации. На таких явлениях или ситуациях проверяется надежность наших знаний. В частности, не изменяющиеся (или достаточно медленно изменяющиеся свойства) описываются законами (уравнениями), а различные ситуации — параметрами (начальными условиями и т.п.).
1. Академические традиции и организационные формы научной работы позволяют более эффективно развивать и сохранять науку.
2. Наука развивается не только и не столько под действием запросов практики, сколько «
следуя своей логике» развития, в том числе, формируя новые понятия и теории для решения открытых проблем [как сугубо научных (нерешённые задачи), так и методических]. В частности, устанавливая неочевидные взаимосвязи.
3. Рациональный характер науки проявляется, в том числе, в способе передаче знаний. Научные знания могут быть переданы не только и не столько от учителя к ученику, но и при помощи книг (писем, журналов, …), фотографий (фильмов, …), компьютерных программ (баз данных,…) и т.п. В соответствии с этим условием, например, «знания йоги» — не наука. [Понятно, что не только научные знания могут передаваться в такой форме.]
4. Систематичность современной науки, в частности, означает использование «анализа и синтеза». Т.е. «расчленения» сложного явления (объекта) и последующего синтеза для получения его свойств. Это частное условие возникло не так давно (несколько сотен лет тому назад, а явная формулировка может и того меньше) и, возможно, будет со временем снято. Как раз «анализ и синтез» является характерной чертой современной науки. И этой чертой она больше всего отличается от других форм знания.
Другим частным проявлением систематичности является возможность в некоторых случаях связать редкие явления (события) с часто наблюдающимися явлениями (событиями). После того как теория проверена на часто наблюдаемых явлениях, её можно попробовать применить к редким. (Это конечно экстраполяция.) Наука не изучает редкие события вне связи с часто наблюдаемыми. (Тут, конечно, всё запрятано в расшифровку слова «связи».)
5. Начальные понятия и
некоторые часть базовых свойств являются отражением некоторых свойств окружающего нас мира. В результате развития науки («
следуя своей логике») эти понятия могут трансформироваться и возникать новые. Эксперимент или наблюдение (например, в Астрономии пока не ставятся эксперименты), конечно, является обязательным условием всякой науки. Весь вопрос должен ли он проверять каждое утверждение. Чем более «систематична» наука (чем больший в ней накоплен опыт доказательств без привлечения эксперимента), тем реже требуются экспериментальная проверка. Конечно, экспериментальная проверка не обязана быть непосредственной.
Математика и естественные науки, как будто, в той или иной степени удовлетворяют этим условиям. О гуманитарных науках не берусь судить совсем.
Я писал максимально наивным языком. Попинайте эти на скорую руку набранные тезисы, если есть время.
Возможно, я не правильно понял вопросы стартового сообщения. Что тут скажешь…
-- Пн 19.10.2015 16:07:58 --Первый заключается в описании объекта исследования или метода исследования…
Может всё же предмета
и метода?
Я склоняюсь к тому, что сказал
GAA, хоть и не уверен, что их (предмет или метод) вообще стоит фиксировать.
Это меня тоже заклинило. :) Стандартная фраза на семинарах при обсуждении научного направления и, ну, сами знаете чего. :)
К науке вообще, конечно, неприменимая.
________________
Upd 24.10.2015 Не сразу прочитал ветку
Алгебра в применении к видимому. Можно мне было здесь не тратить время и не флудить.