Часы, неподвижные относительно спящего и лежащие в непосредственной близости, намеряют его собственное время, которое есть 4-скаляр и не зависит от системы отсчёта.
Так мы совсем не об этом говорили. Вы попутали свое многовариантное (усл. научное) "что мы примем в данном случае (эксперименте) за "собственное время" (наблюдаемого, изучаемого, измеряемого) объекта", с однозначным (моновариантным)
galka_morpheus (усл. философским) утверждением "чтобы установить
достоверно".
Показываю на примере - человек спал в своей кроватки дома на земле, рядом с ним и неподвижно относительно него -
двое часов, причем одни часы выше других всего на жалкий 1см. Тогда, проснувшись, взглянув на часы, видя два циферблата сразу, человек обнаружит что по одним часам (усл., для контрастности,) прошло 5 минут, а по другим часам 30 мин. Причина этого разногласия показаний - разная сила гравитации действующей на эти двое часов, тот самый злополучный 1 см разницы их высоты от поверхности земли. И вот в вашем (научном) случае всё очень просто - вы выберете одни любые из этих двух часов и будете их считать тем прибором, который и измерим вам "собственное время" спящего. А вот в (философском) случае
galka_morpheus невозможно будет выбрать какие одни из двух часов показывают
достоверное время сна, а какие другие врут. Ну не сможет сам себе человек ответить
достоверно на вопрос "сколько же времени я спал, 5 или 30 минут?". Вот на эту логическую невозможность моновариантности
достоверности - я и обратил внимание
galka_morpheus (но, как подозреваю, так и не нашел его согласия с этим фактом
). Зато вот если бы и вы (наука), и
galka_morpheus (философия) в качестве прибора измеряющего продолжительность сна выбрали бы счет ударов сердца спящего, то это измеренное значение было бы, формально, абсолютно достоверным для всех.
Кстати, раз уж вернулись к этому примеру, в контексте темы - а что в этом случае считать "объективной реальностью?" - или сколько насчитали секунд часы? или сколько насчитали раз ударов сердца? - тут однозначного ответа нет. Ибо можно смело считать и то и это. Просто вот с "ударами сердца", наверно, науке было бы труднее работать в формулах чем с числом секунд. Вот в эйнштейновском "парадоксе близнецов" всё сведено к числу секунд близнецов, улетевшего и оставшегося, однако далеко не факт (по крайней мере пока не подтверждено!), что этот эффект с разным временам старения близнецов проявился бы считай мы в ударах сердца. Из чего можно (как минимум пока!) сделать вывод, что характеризовать ТО Эйнштейна как надежный инструмент описания "объективной реальности" - это было бы слишком смело, ибо тут (пока!) только слепая вера.
В общем думаю что инцидент недопонимания исчерпан. Хоть и не чувствую себя инициатором инцидента, но, на всякий случай, принесу свои извинения.
Ещё можно было бы поговорить о том, что пробуждение и засыпание нельзя считать моментами, но, опять же, если вопрос стоит об установлении чего-то под названием «время, которое кто-то проспал», это всё надо разрешить до, при определении того, что под этим понимать.
Если сказать проще - Вы про относительность, а
galka_morpheus про абсолютность. Ну или можно и так сказать - Вы мыслите в формате эйнштейновской модели мира, а
galka_morpheus в формате модели мира ньтоновской, а я - и в том и в другом формате сразу.
-- 11.08.2015, 02:47 --А если вы с galka_morpheus разбирали, каким отличным от естественного способом можно поставить вопрос о проспанном времени, то тогда да, я призна́ю, что зря начинал, и ничем помочь вам тут не могу.
Ну да. Именно так.
Только я Вас немного поправлю - тут уместнее было Вам выразиться не "
естественного", а "
естественно-научного". Всё же то, что наука себе, как бы, присвоила монополию на изучение естества, природы (изучения "объективной реальности" если уж по философски в контексте темы), это, скажем мягко, не совсем соответствует фактическому положению дел. Просто у части человечества (ученых), в их субъективной реальности, существует связь "естественное = научное", но этой связи нет в реальности остальных людей составляющих человечество, или она, хотя бы, не столь категорично выражена.