Как-то не верится, что нельзя уловить разницу.
Если не точно в связи с таким же сравнением, так с почти не отличимым от него, до сих пор читают давно написанное:
движение и связь гармонии [Fort- und Umgang der Harmoni?] нарушается там, где нет темперации <...> Также как Бог и вечно гармоничное Слово [Святого Писания] представлены цифрами [читай: интервальными соотношениями] 1-2 [3] и Дух Христов представлен числом 3 как [соотношение] 2-3, так Люцифер поставил себя вместо Духа Христова и вознесся слишком высоко, следовательно, он не может гармонировать [nicht harmoniren konne] с истинным и вечным Господом нашим и должен быть отвергнут <...> Подобно тому, как все слишком сильное завышенные Quinten должны быть уменьшены на 1/12 Commatis, в результате чего все Quinten бьются слегка занижено с некоторой, даже совсем терпимой и приятной благозвучностью [in gantz ertraglicher und lieblicher Harmonia], также, стало быть, и Дух Христа покорно смиряется и набирается мужества, чтобы отвергнуть и изгнать Люцифера и ради всех двенадцати племен [Израиля] и Апостолов, то есть ради блага всех людей принизил себя, приняв облик слуги, чтобы найти примирение с вечным Отцом нашим. И как ныне число 5, о чем сказано выше, ? человеческое число [eine menschliche Zahl ist], и пропорция 4:5 [т. е. интервальное соотношение большой чистой терции] является совмещением божественного и человеческого чисел, соединенных в пропорции, то и эта пропорция 4:5 смещается [wird verrucket] со своего чистого места или [со своей чистой] интонации пропорцией 2:3 [то есть квинтой] [4], которую Люцифер ввел <...> Поскольку теперь, посредством описанного выше процесса, пропорция 4:5 теряет свое совершенство [повышается] на одну комму 80:81, то ей следует приспособиться и теперь уже смириться с тем, что она не будет достигать точки своего совершенства [то есть, чистоты] на 4/12-х и там останется. Тем самым она снова приблизится к исходному звучанию, при котором гармония [читай: звучание интервала завышенной большой терции] не совсем приятна, но терпима.
Как не задуматься, что читают
чёртову грамоту:
в частной беседе Г. Воль заметил, что первое и последнее замыкания теоретически бесконечной квинтовой спирали, которые мыслимы для физического её воплощения в виде клавишных инструментов с подходящей для человеческих рук аппликатурой, приводят к числам 12 и 665, граничащим с нечестивыми 13 и 666 соответственно.
Предложенная
дьявольская числовая мистика позволяет, однако, заметить, что божественная двойка, возведённая в степень человечной пятёрки даёт 32-ю квинту в цепи, которую можно совместить с первой, если предложить христову духу снизойти в каждой из всех 32-х квинт цепи не на 2, а на 5 центов, что и даст систему 31РДО, имеющую почти натуральные терции и сохраняющую для человечества значительную часть энгармонических тонкостей.
Именно подобную систему, где номер бесовской 13-й квинты мог бы предстать в обратном, т. е. антилукавом написании 31-й квинты перед замыкающей круг божественной, но человечной 32-й, чёртова грамота нагло и несправедливо ошельмовала:
Вот уже более 100 лет у музыкантов [bey der Musicis] существует всеобщее заблуждение по поводу темперации, ибо считают и придерживаются такого мнения, что всем Tertien следует быть чистыми, и все quinten должны биться [вниз] <...> И поскольку музыканты не могут осознать своего заблуждения и, стало быть, блуждают в потемках, оттого они и [с. 110] не могут дальше продвинуться в модуляциях [Transpositionibus der Harmoni?: буквально - переходах гармонии] и остаются в диатоническом ладу: так и теологи в своих научных положениях находится во мраке, а тех, кто идет дальше и имеет больше толкований Слова Божьего и собирается еще больше толкований найти, обвиняют в ереси и даже осуждали на сожжение: Таким образом, они хотели бы видеть терции обоих родов ? маж. и мин. (равно как и сексты), что исходит от человека [буквально – что человечно] и самой природы, безупречными и без изъяна [то есть: чистыми] и, напротив, то, что есть Божественно и совершенно, они представляли как тяжелую ношу, обременяли своими прегрешениями и фальшивостью, и, не ведая того, Христа сделали слугой греха, так как опирались на учение и законы человека, а не на сам дух Божий и просветление.