Вряд ли в еврейской мифологии была указана национальность бога.
Или указана?
Не была указана.
Вообще времена такие, когда понятия национальности в современном смысле не было. Было родовое деление, племенное, то есть трайбализм уже был. Было осознание принадлежности к другим общностям -- скажем, к государству, там, где оно уже сложилось, как в Египте.
Принадлежность к какой-то религиозной общности только-только зарождалась -- как раз с монотеизмом. До этого существовал пантеон богов, причем общий для родственных племен и народов, а заодно открытый и для других народов, с другой историей. Довольно свободно заимствовали подходящее божество из чужого пантеона, это не считалось ересью. Акслепий-Эскулап в греко-римскую традицию попал из Египта, Астарта к семитам попала, похоже, тоже из Египта. Поэтому римляне, приобретя новые провинции, запросто вносили в местные храмы статуи императоров -- вот вам очередной божественный Август, мы признаем ваших, а вы наших.
И только около трех тысяч лет назад была произведена первая удачная попытка создать свой узкоплеменной культ. Для этого потребовалось новое божество, которого другие народы не знают. Я об этом писал выше в этой же ветке. Саваоф у евреев появляется внезапно, у других семитских народов такого божества раньше не было, ни у аккадцев-ассирийцев-вавилонян, ни у финикийцев. В этом и состояла выдумка -- от старых богов отказываемся, идолов выбрасываем, заключаем завет с новым божеством. Завет -- значит союз, договор (по-еврейски "
брит"). Причем договор исключительный: ты только наш, мы только твои. С кем заключен договор -- это тоже известно, племенное сознание в этот момент уже имеется, причем племя малочисленное, все члены известны по именам и пересчитаны, это тоже отражается в культе: есть три религиозных праздника в году, когда весь мужской пол должен явиться к ковчегу завета, причем пешком (по-русски это называется
праздники паломничества, по-еврейски проще -- "
регель", что значит "
нога"). Это значит, что все племя проживает в пределах одного-двух дней пути до главного святилища. Компактный культ и закрытый, прозелитизм не поощряется (редкие исторические исключения эдомитяне и самаритяне в древности и хазары в средневековье, но и это, вообще говоря, против догматики, потому что в догматике сидит эта идея -- договор исключительный, заключен в терминологии пастушеского народа, скотоводов, господь обещает народу
"распложу тебя весьма", а потом три раза в год всех до единого пересчитывает, чтобы свои не потерялись и чужие не пристали, не посягнули на чужую "долю царства небесного").
Итак, на этом этапе у божества нет племенной принадлежности в старом смысле, языческом, когда боги были весьма похожи на людей, спускались на землю, роднились с людьми, говорили на каком-то племенном наречии, но уже есть принадлежность в новом смысле -- это племенное божество по завету, по условиям договора. Однако оно сильно отдалено от людей -- в первую очередь потому, что его нельзя изображать, создавать идолов. Это новое и удивительное условие, рождено было борьбой с язычеством, видимо, но последствия имело обширнейшие.
И отсюда еще очень далеко до следующего шага, когда избрание одного божества из множества было переосмыслено как последовательный монотеизм -- только одно на свете и существует, никаких других нет вообще. И еще дальше до следующего шага -- христианского универсализма, когда единственный бог перестает быть племенным достоянием, провозглашается принцип
"во Христе несть ни еллин, ни иудей". Первое изменение происходило веками, это не изобретение одного человека, а второе как раз имеет личное авторство, это апостол Павел установил. Христианская диаспора росла, апостолу задавали вопросы, следует ли прозелитов сначала обрезать, а потом крестить, или можно крестить сразу, и Павел ответил -- можно сразу крестить. Все, на этом конец исключительности племенного завета, начало универсализма. Но здесь очень большие догматические сложности, на их преодоление ушло еще триста лет, до Никейского собора, когда утвердился догмат троичности, триипостасного бога. Здесь очень сложные богословские материи начинаются, над этим поработали люди большой философской искушенности, Ориген, Ириней, Тертуллиан, папа Климент, у них выучка еще античная, греческая. Здесь это все не вместится... Только у мусульман это решилось проще, действительно, в три строчки все уписывается.
(Оффтоп)
(Насчет Асклепия и Астарты, похоже, наврал -- погуглил, сетевые источники показывают другое, не то, что я когда-то читал в других источниках, -- но исправлять уже не стал. Темное дело богословие...)