Люди (включая математиков, хотя гуманитарии убеждены в обратном) мыслят образами, а не цепочками импликаций и определений формально подставляемых одно в другое.
На самом деле, я неоднократно замечал, что в математике используется два вида мышления: "образно-геометрическое" и "символьно-алгебраическое". Второе как раз позволяет работать с формулами, цепочками импликаций, подстановками.
Возможно, есть и такие математики. Но думаю - это исключение.
А нормальный путь - "сначала увидеть, потом доказать", как это кратко сформулировал Д.Пойа.
Причем увидеть - не обязательно означает зрительное восприятие. Главное черта образа (если угодно гештальта) - его целостность. Если образ сформирован, не нужно расчленять объект на составляющие, вспоминать определение etc, чтобы успешно оперировать понятием. Разумеется, зрительный образ упрощает ситуацию.
Только полный идиот, услышав "круглый стол" будет вспоминать определение круга.
А вот простой пример на наличие или отсутствие образного восприятия объекта, не имеющего прямого зрительного аналога:
"Делится ли число 30000000 на 7?"
Многие (но не более половины из тех, кого спрашивал) сначала уверенно дают правильный ответ, а только потом подыскивают аргументацию в его поддержку. Здесь соответствующий образ (каноническое разложение) сформирован.
Другие отвечают на паузе, после того как подыщут аргументы.
Третьи (их среди студентов тоже немало
) говорят, что в уме не могут дать ответ. Им надо поделить уголком, чтобы узнать поделиться ли без остатка. Характерно, что этим третьим мысль о разложении на простые множители не приходит в голову, даже если они знают, что это такое.
Цитата:
У людей бывают предпочтительные склонности как к одному, так и к другому, и подозреваю, именно за счёт этого параллельно развиваются "алгебраическая" и "геометрическая" ветви математики.
Часто вспоминаю одну студентку, хотя она училась давно, лет 25 тому назад.
Это был такой-то предельный (а скорее, даже запредельный) случай "символьно-алгебраического", точнее, дискурсивного мышления.
Правда, успехов в алгебре (равно как и в геометрии) у нее не было, несмотря на огромное усердие и феноменальную память.
На вопрос найти корни уравнения
она отвечала так:
.
На просьбу не применять формулу корней квадратного уравнения следовал уверенный ответ:
Свободный член многочлена равен -1, а старший коэффициент 1. Поэтому рациональные делители (если они есть) надо искать среди чисел 1 и -1. Затем применяла схему Горнера и получала корни.
И только вопрос, почему корни в первом и втором случаях не совпали, ставил ее в тупик.
И так все два года, что я у них преподавал.
Цитата:
Подозреваю, что "геометрическое" мышление использует зрительно-моторные способности мозга, а "алгебраическое" - языковые (и возможно, логические).
Тогда все мои знакомые алгебраисты (а среди них есть и выдающиеся) заблудившиеся геометры
На самом деле, математики (как, наверное, и представители иных наук), конечно, опираются на оба полушария. Но, полагаю, при получении новых результатов правое лидирует (хронологически).
Думаю, важную роль в успешном освоении (а тем более, продвижении) математики играет отсутствие внутренних барьеров между полушариями, способность к их гармоничному взаимодействию.
Цитата:
Увы, здесь нет никаких комментариев, отвечающих на мой вопрос: чем же это определение так плохо.
Разве!?
Тогда еще раз: мешает наличие образа не адекватного понятию.
Цитата:
И даже, нет комментариев, чем эти два определения отличаются между собой. Разве направленный отрезок не характеризуется длиной и направлением?
Разумеется нет!
Направленный отрезок суть упорядоченная пара точек. Ими он задается и характеризуется.
Цитата:
Разве, желая обозначить длину и направление, мы не нарисуем направленный отрезок?
Рисуем.
Поскольку направленный отрезок задает вектор. Но вектором не является! Ведь вектор не задает никакого направленного отрезка.
Точно так же, как пара слагаемых однозначно задает сумму, но известная сумма не определяет слагаемых.
Я искренне удивлен, что мне приходиться объяснять такие вещи.
Цитата:
"Возьмем точку, лежащую на середине этого вектора."
Не вижу ничего криминального в этой фразе. В зависимости от ситуации (это видно по чертежу) будет либо
либо
Возможно Вы удивитесь, но у вектора нет середины. Более того, у него нет ни начала, ни конца. В чем собственно и есть его принципиальное отличие от направленного отрезка. Поэтому, если нам дан вектор, у нас может не быть ни
, ни
, ни
. Может оказаться, что у нас вообще никаких точек нет.
Цитата:
Остальные примеры - всего лишь демонстрируют незнание материала, а не проблемы определения. Для "длина и направление" можно накидать примеров не менее плачевных.
Можно. Но статистика...
PS: Думаю, Вы перегибаете палку в свойственном Вам (как, впрочем, и мне) полемическом задоре. Но уже начал сомневаться...