zask, не извиню. Вы ушли от прямого вопроса:
Докажите обратное.
Теперь к Достоевскому. Перечитал 1-й сон (глава V, часть первая).
Во-первых, Вы вводите в заблуждение:
А вот Раскольникову папа не дал лошадку защитить, когда ее убивали.
Папа не дал Раскольникову напасть на Миколку:
Цитата:
Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.
— Пойдем! пойдем! — говорит он ему, — домой пойдем!
— Папочка! За что они... бедную лошадку... убили! — всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.
— Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! — говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.
Лошадь защитить Раскольников не пытался.
Во-вторых, ключевой момент в том, что Миколка считает лошадь своей собственностью:
Цитата:
— Не трожь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..
...
— Мое добро! — кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.
...
— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить.
— Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! — кричат из толпы уже многие голоса.
В-третьих, подобная сцена с кошкой "не прокатила" бы. Кошка не работает, кошку содержат за просто так:
Цитата:
...— а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест.
Наконец, ключевой вопрос во всей сцене - это соразмерность, адекватность. Именно поэтому мужики пьяные, именно поэтому кабак так пугает Раскольникова: пьяные - они неадекватные. Именно поэтому нам жалко лошадку: ее провинность несоразмерна наказанию.
В общем, память меня не обманула: как я и предполагал, эпизод имеет малое отношение к поднятой теме. Не ленитесь, перечитайте сон.
-- 22.03.2013, 09:26 --В этом смысле не только кошка от лошади не отличается, но и лошадь от человека
Последнее верно (что, кстати, говорит не в пользу Достоевского), первое - нет.