2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 15:16 
Просто берем учебники по линейной алгебре (Воеводин, Тыртышников, Беклемишев) и смотрим, как там излагаются эти вопросы. Авторы этих учебников известные люди именно в прикладной линейной алгебре. И после этого соотносим свои революционные идеи с реальностью.

Да, еще можно заглянуть в задачник Прасолова "Задачи и теоремы линейной алгебры", если захочется посмотреть на какие-нибудь нетривиальные тождества с определителями.

-- Вс ноя 16, 2025 19:24:37 --

Red_Herring в сообщении #1709504 писал(а):
А вот обсуждая обучение следует иметь в виду целевую аудиторию.
В общем, да. Но это в идеале, обычно целевая аудитория такова, что она толком не знает, чего она хочет. (У меня в последнее время так, по крайней мере.)

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 16:09 
nnosipov в сообщении #1709497 писал(а):
Ну, Вам, может быть, и не нужны. Но это совсем не означает, что другим тоже не нужны.

Никому не нужны. Похоже, что вы не поняли о чем речь. Если все собственные числа симметричной матрицы положительны, то все очевидно, и никакие критерии Сильвестра с минорами не нужны.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 16:20 
IMHO, это все равно, что отказаться от упоминания характеристического полинома, а говорить лишь о "численных методах расчета собственных значений матриц"

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 16:25 
Аватара пользователя
nnosipov в сообщении #1709501 писал(а):
А я вот учу студентов вычислять определитель так: сначала с помощью элементарных преобразований сделай в какой-нибудь строке/столбце много нулей (все нули, кроме одного), потом разложи по этой строке/столбцу (то есть, понизь порядок определителя), и так делай, пока не получишь определитель 2-го порядка, который вычисли по формуле. Ну, кто объяснит мне, почему это плохой алгоритм? (Для учебных-то задач, по крайней мере.)
Замечательный алгоритм. Только это, скорее, Гаусс

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 16:57 
dsge в сообщении #1709512 писал(а):
Никому не нужны.
Э, решайте-ка за себя, товарищ революционер.
Red_Herring в сообщении #1709518 писал(а):
Только это, скорее, Гаусс
Но про разложение определителя по строке/столбцу рассказать придется. А тут некоторые этого в упор не хотят видеть.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 17:08 
Аватара пользователя
nnosipov в сообщении #1709525 писал(а):
Но про разложение определителя по строке/столбцу рассказать придется
Вообще-то нет: нужно просто объяснить, что делать, когда в столбце или строке только один ненулевой элемент. Но тут не очень очевидно, что обнуляя все элементы кроме одного, получим то же самое вне зависимости от выбора этого элемента. Но я не читал линейную алгебру лет 40, а математикам никогда,

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 17:21 
Red_Herring
Здесь нужно сначала договориться, как мы определяем определитель. А там уже видно будет, трудно или легко будет доказывать его свойства. Вон Кострикин определитель определял рекуррентно (через разложение по фиксированной строке). А я учился на другом потоке, у нас было по Курошу, явной формулой.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 17:36 
nnosipov в сообщении #1709530 писал(а):
А я учился на другом потоке, у нас было по Курошу, явной формулой.

А нам - как антисимметричную нормированную n-линейную форму :) ничего, нам нравилось.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 17:38 
Аватара пользователя
nnosipov в сообщении #1709530 писал(а):
Red_Herring
Здесь нужно сначала, как мы определяем определитель. А там уже видно будет, трудно или легко будет доказывать его свойства. Вон Кострикин определитель определял рекуррентно (через разложение по фиксированной строке). А я учился на другом потоке, у нас было по Курошу, явной формулой.
При преподавании алгебры (и в частности линейной алгебры) строго доказывается все или почти все. А вот при преподавании многих разделов анализа, даже математикам, это невозможно, и вместо доказательств--правдоподобные рассуждения. Поэтому мне вовсе не очевидно, что и в преподавании линейной алгебры всегда нужны строгие доказательства.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение16.11.2025, 17:57 
Red_Herring в сообщении #1709534 писал(а):
Поэтому мне вовсе не очевидно, что и в преподавании линейной алгебры всегда нужны строгие доказательства.
Наверное, будущим математикам нужно все строго доказывать (им же нужны образцы для подражания), а остальным --- по обстоятельствам. Зависит от целевой аудитории.

-- Вс ноя 16, 2025 22:04:38 --

Combat Zone в сообщении #1709532 писал(а):
А нам - как антисимметричную нормированную n-линейную форму :) ничего, нам нравилось.
А это, кстати, поздний Кострикин, несоветский уже. А советский ("Ведение в алгебру" 1977 года) именно что рекуррентно.

 
 
 
 Re: Преподавание разных вопросов линейной алгебры
Сообщение18.11.2025, 07:21 
В Википедии, кстати, написано, что в 2010 году предложили оптимизацию метода Крамера, с количеством операций $O(n^3)$, и теперь он не хуже Гаусса.

 
 
 
 Re: Дилетантские вопросы по линейной алгебре
Сообщение18.11.2025, 11:54 
Аватара пользователя
dsge в сообщении #1709399 писал(а):
lel0lel в сообщении #1709172 писал(а):
Это ведь шутка, правда?

lel0lel в сообщении #1709185 писал(а):
Неужели разложение Лапласа теперь бесполезная тема.

Абсолютно серьезно. Бесполезная тема как в теоретической математике (нигде больше не используется), так и в прикладной. Если вычислять этим методом детерминант матрицы общего положения размерности 25 на 25 (небольшая по нынешним временам ) всеми современными суперкомпьютерами, то оставшейся жизни Вселенной будет недостаточно.
В тоже время, чтобы привести к треугольному виду матрицу размерности 100500 на 100500 на приличном ноутбуке потребуется менее секунды.

Тоже касается метода Крамера - неэффективен и бесполезен (в остальной математике не используется (почти)). Специалисты по линейному программированию, исследованию операций и балансовым моделям Леонтьева еще 80 лет назад сообразили, что метод исключения Гаусса-Жордана является только возможностью решать линейные системы из 25-ти уравнений, тогда это считалось "большие системы".
Хотя, возможно, Гаусс с Жорданом это сообразили 200 лет ранее.

Туда же можно добавить вычисление обратной матрицы с помощью миноров.
Эти результаты нужны не только (и даже не столько) для численных вычислений.

Как уже написали, из правила Крамера следует весьма полезное утверждение: Если $x$ удовлетворяет системе $Ax=b$, где $A\in\mathbb{Z}^{n\times n}$, $b\in\mathbb{Z}^n$, то $\det(A)x\in\mathbb{Z}^n$. И явная формула через определители бывает полезна для оценки величины решения.

А из явной формулы для обратной матрицы следует важный факт, что целочисленная квадратная матрица имеет целочисленную обратную тогда и только тогда, когда её определитель равен $\pm1$.

 
 
 [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group