Я полагал, что он даже слишком щепетилен был в вопросах чести
Нет, он был щепетилен в вопросах внешней показушности чести, а не в вопросах чести - сперва он поддерживал своих друзей-декабристов и был против царизма, а потом начал встречаться-миловаться с Николаем и писал по его заказу произведение про историю Петра I.
Это небогатости не отменяет
Конечно. Ведь всем известно, что жители Российской империи массово отдыхали и гостили во Флоренции и Баден-Бадене в 1860ых. Особенно 90% населения, которые были безграмотны. Жили во Флоренции они прямо в перерывах между периодическими массовыми эпизодами голода.
Сам автор, может быть, мучается, мечется и растраивается
Что делает и думает сам автор - это большой вопрос. Если Вы знаете, то Достоевского называют предтечей экзистенциализма и постмодернизма именно из-за того, что совершенно непонятно, что он на самом деле думал (официально в это время он сближается с монархистами-славянофилами, антисемитами-черносотенцами и прочей специфической по антиинтеллектуальности публикой, но именно что официально), так что совершенно невозможно понять, где у него его же собственные реальные мысли, а где - желчный постмодернистский юмор с постиронией вкупе.
По-моему, именно по причине сходства общественного контекста Достоевский очень актуален.
Нет. Была архаичная отсталая аграрная страна, где тексты Достоевского интересовали несколько процентов населения (почти все остальные и читать-то не умели), а теперь образованное городское население, занятое в основном в сфере услуг. Это вообще радикально разные социумы.
Вопрос "тварь дрожащая или право имею ?"
Банально очень примитивная интерпретация идей ницшеанства. Ницшеанство как раз тогда было очень модным течением и очень многие писатели по всей Европе обсуждали эти идеи. С нашим временем опять же почти ничего общего.