Критерий Поппера имеет отношение к делению наук на эмпирические и абстрактные.
Т.е. к делению абстрактных наук на формальные и не формальные всё же не имеет?
Обязательно именно та, или можно какую-то другую?
Та, которая делит абстрактные науки на "формальные" и "неформальные", явно слабовата. Многовато чести для философии считаться неформальным аналогом математики.
И Вы, если я правильно понимаю, аргументируете, что математику надо считать наукой исходя из второго вопроса.
Да. Простые люди ведь глубоко вникать не будут, услышат, что математика - не наука, так сразу и решат, что это фигня какая-то, которой только фрики для собственного удовольствия занимаются, а пользы для развития цивилизации от этого вида деятельности никакой.
Но более существенным различием между математикой и физикой я считаю не это, а то, что математика - кладезь полезного знания, а философия полезного знания не содержит.
Это Ваши личные суждения. И опять приходится добавлять:
... по Вашему мнению.
Хы, приходится обращать внимание, что Вы этого добавления не заметили даже здесь, где оно
явно присутствует. Что уж говорить о том, что по умолчанию вообще всё сказанное - это мнение. Ибо абсолютных истин мы не изрекаем.
Если Вам удастся формализовать понятие пользы прошлой, настоящей и будущей, то можно бы и обсудить критерий полезности.
Не знаю уж до какой степени формализовать. Если Вы думаете, что критерий Поппера так уж совершенно формален, то заблуждаетесь. Но вообще-то какое-то понимание полезности должно быть. И это не то понимание, что "вот есть специалисты в такой-то области, им этот род занятий нравится, значит он полезен" (так зачастую обосновывается полезность философствований). Я предпочитаю судить с позиций направления развития человечества: Будем ли мы осваивать новые технологии, чтобы быть способными управлять всё более широким классом процессов. Или всё развитие знания опять скатится к спорам (с изощрёнными теоретическими обоснованиями тех или иных мнений) о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы.
Собственно философия - кладезь знаний, как можно бы отвечать на вопросы, которые не относятся к реальным объектам.
Ничего не понял. Во-первых, в каком смысле "не относятся к реальным объектам"? Любая теория оперирует не реальными объектами, а реальным объектам они сопоставляются только в процессе применения теории. Вы хотели сказать: "Скорее всего никогда не будут применяться к реальным объектам"? Во-вторых, зачем отвечать на заведомо бессмысленные вопросы?
Но если Вы отрицаете саму возможность таких построений или даже вводите запрет на такие построение - то это именно Вы оказываетесь близко к разжиганию костров.
Конечно я не отрицаю "саму возможность" бессмысленных построений. Я даже вполне признаю их наличие как факт наблюдаемой реальности. И я конечно же не могу ввести запрет заниматься ими тем людям, которым это нравится. Просто мне не хотелось бы в них участвовать. И вообще я полагаю, что люди, которые в такие вещи слишком сильно вовлечены, потеряны для развития цивилизации. Возможно, что это даже проявление какого-то защитного эволюционного механизма: Чтобы наш вид не слишком
зарывался бурно развивался технологически, значительная часть людей должна быть поглощена бесполезной деятельностью.
Он не говорит об экспериментальной проверке, которую можно сделать "здесь и сейчас". А говорит, что такой эксперимент (результат которого мог бы фальсифицировать теорию) мыслим, принципиально возможен.
"Принципиально возможен" - это бессмысленное словосочетание. Ваши принципы могут говорить Вам, что "принципиально возможно" создать оракул, который моментально отвечает на вопрос о том, имеет ли точку останова любой алгоритм, просто пока до идеи его технической реализации никто не додумался. А мои принципы могут говорить мне, что создание такого оракула "принципиально невозможно".
Если для фальсификации физической теории потребуется ускоритель размером с видимую часть Вселенной, то что нам толку от такой "принципиальной фальсифицируемости"?
И тогда построения в теорфизике, которые не соответствуют критерию Поппера, отсутствуют чуть менее чем полностью.
У Вас слишком радужный взгляд на теорфизику. В мейнстриме струнных теорий полно такого, что не то что требует для своей фальсификации фантастических технических возможностей, а даже в предположении наличия фантастических технических возможностей постановку контрольного эксперимента придумать не удаётся. Подчёркиваю, что это не какие-то маргинальные теории, а именно то, на что возлагаются основные надежды в плане объединения квантовой механики с теорией гравитации, т.е. то самое направление к "единой картине мира" (которая сейчас де-факто разорвана).