Ну хорошо, играть в шахматы. Или другие логические игры.
Вот-вот! Времена сильно изменились. Изменились и представления школьников о математике. Английский философ Бэкон высказался в том духе, что знание есть сила само по себе. В былое время было представление, что математика есть сила сама по себе. Теперь же школьники представляют себе математику, как силу, которая будут способствовать дальнейшему продвижению в их карьере, то есть отобраться в нужный ВУЗ, а возможно и дальше. Они рассматривают математику как набор головоломок, для решения которых нужно хранить в памяти какой-то стандартный набор приёмов. Проводятся же в России и мире конкурсы решателей головоломок и паззлов. Так математика в их представлении примерно то же самое.
Как-то на просторах интернета натолкнулся на следующее. Профессиональный решатель учебных задач для студентов (не безвозмездно) справиться с очередной задачей по физике не смог и задаёт своим коллегам вопрос - "а на какую формулу эта задача?" А задача была не "на формулу", а "на подумать". И если профессиональные решатели мыслят, что решение задач по математике и физике состоит в применении стандартной формулы или приёма, то что говорить о школьниках или студентах.
И меня задача для 5-го класса сначала смутила. Я минуты две тупо смотрел на условие и пытался сообразить, а на какую формулу эта задача. На третьей минуте пришло понимание, что эта задача ни на какую ни на формулу. И такой формулы не может быть в принципе. И ответ по идее должен быть очень простым. И надо взять ручку в руки и просто попытаться построить хоть какой-то пример. Интересно, что помогло сразу. Однако 88 % процентов школьников даже и не пытались построить такой пример.
Задача для 6-го класса меня не смутила, поскольку знаком с самым началом олимпиадной тематикой и сообразил, что чётность белых перчаток является инвариантом. И конечно, кто с этим понятием знаком, решит эту задачу сразу. Но дело в том, что нормальный пытливый школьник решил бы эту задачу, даже если он инварианты не знает. Достаточно просто поэкспериментировать, как происходит вынимание перчаток, если их осталось мало. И отсюда можно сделать вывод, что уже к 5-му и 6-му классу мозги заточены на применение стандартных приёмов. Самому что-то проэкспериментировать - это уже что-то запредельное. А поскольку понятие инварианта не входит в число стандартных приёмов для абитуриентов, то я и предположил, что они с этими задачами справятся ещё хуже, чем 5-ти и 6-классники.
-- Вт май 18, 2021 08:11:59 --Вы знаете, это на мой взгляд глубокое заблуждение. Если бы все технари умели пользоваться хотя бы тригонометрией, мы бы имели гораздо более качественные технологии, качественную технику. Беда в том, что многие технари, не зная тригонометрии делают многие вещи на глазок. Я за 10 лет насмотрелся вокруг себя такого невежества в среде как раз технарей. Беда в том, что не зная даже азов высшей математики, технари просто не берутся за многие практические задачи, считая их неразрешимыми. Беда в том, что до сих пор существует пропасть между теоретиками и практиками. Ну не на 100%, а так процентов на 90. В том, что многие теоретики считаю тзазорным заниматься практическими задачами. Или просто не умеют к ним подступиться. Потому что для этого нужна определенная смелость.
Уметь решать школьные задачи по тригонометрии и уметь пользоваться тригонометрией - две большие разницы. В школе их учили решать тригонометрические уравнения. Уметь пользоваться тригонометрией, как и остальной математикой, их никто не учил. И азы высшей математики они может и знают на уровне, как взять простейший интеграл. Но как это всё применить - это уже сверхзадача для них.
-- Вт май 18, 2021 08:17:10 --Если вы будете уметь складывать синусы, вас будет гораздо труднее развести при прочих равных.
Никогда не помнил на память формулу для сложения синусов. На вступительных экзаменах в ВУЗ понадобилась. Пришлось формулу выводить самому. Сделать это было нетрудно, ибо помнил формулу для синуса суммы.