У нас в школе иногда проходили практику энергичные молодые студенты из педвуза. Один из них рассказывал следующую байку. Мол в далёкие средние века теорема Пифагора была той вершиной, к которой стремились студенты, изучающие математику. В дальнейшем новые изучаемые понятия постепенно мигрируют из университетов в школу, а в школе из старших классов в средние и т.д. В результате в средних классах школьник изучает теорему Пифагора, которая ранее была доступна только студенту.
Вторую байку я прочёл в одном из научно-популярных журналов, в статье про формирование нашего мозга. Утверждалось, что в детстве (в возрасте 10-13 лет) у нас в мозгу присутствует наибольшее количество нейронов и наибольшее количество связей между ними. Впоследствии ненужные нейроны и связи отмирают. Остаются только постоянно работающие. Тем самым в мозгу обеспечивается гибкость и приспособляемость к окружающей обстановке, которая может быть непредсказуемой. Эта гипотеза объясняет, почему наш мозг имеет большое структурное разнообразие у разных людей. И это разнообразие обуславливается не генетикой, как утверждает С. Савельев. Отсюда следствие, что в юности наш мозг наиболее восприимчив к восприятию абсолютно новых и непривычных понятий.
Третья байка случилась со мной. Сдаю я в университете экзамен по диффурам. Нужно было решить какую-то простенькую линейную систему, но с правой частью и с кратным собственным значением. Пришлось много писать и это меня немного напрягло. Преподавательница вышла из аудитории. А её сынок, которому лет 12-13, которого она взяла на экзамен, остался. Подходит он ко мне, посмотрел на вычисления и говорит, а вот тут у тебя ошибка. Надо не так, а вот так. Я совершенно обалдел. Ничего себе, думаю, какие вундеркинды бывают!
Эти байки я написал к тому, что думаю, что в школе заинтересованным детям вполне себе можно рассказывать про производные, интегралы, ряды, дифференциальные уравнения, матрицы, параболы, гиперболы и т.д. И они всё это способны понять. И хорошо бы, если это они поняли уже в детстве. Другое дело, что эти понятия не должны сопровождаться скучным для них пока набором теорем, которые будут со всей строгостью оправдывать набор действий над этими понятиями. А этот набор действий они могут освоить интуитивно на практике. И понять, опять же на практике, мотивацию, то есть для чего всё это нужно. Только вопрос, могут ли этот набор понятий освоить учителя математики. Наверное в элитных гимназиях могут.
|