Если рассчитывать только на собственные силы, то 3-х лет явно недостаточно.
И Ваше утверждение основывается на Ваших наблюдениях, а моё - - на моих, причём не только в РФ.
И мои наблюдения говорят, что достаточно.
(Оффтоп)
Например, мне и трем моим сокурсницам (о которых мне известно) удалось подготовить диссер за 2 года. Остальные уложились в 3-4.
Главное условие - - это работа чисто над диссером, без полноценной второй работы и шабашек по ночам, что в российских реалиях доступно далеко не каждому.
Нужен определённый опыт, определённые навыки, которых у выпускника ВУЗа просто нет.
Если у выпускника нет опыта и навыков после завершения ВУЗа, шарашкину контору его выпустившую надо разгонять к чертям, а не снижать планку отбора аспирантов! Вы же не считаете, что если Ваша шарага Вас не подготовила к работе/аспирантуре, то Вы закончили хороший университет?
Что бы там не говорили, но уровень подготовки выпускников уже не тот, что прежде, а требования к диссертационным работам практически не изменились.
Ну значит надо производить очистку системы ВО РФ, но это сложнее, чем ввести новые нормативы и бумажную работу, чтобы в отчётах все выглядело чики-пики.
Я не слышал, чтобы на Западе/Востоке жаловались на уровень выпускников универов при поступлении в аспирантуру. Может кто другой слышал?
Но если это хороший руководитель (а таковыми являются далеко не все)
А если руководитель плохой, то зачем к нему вообще идти? А если руководитель оказался плохим, то зачем у него оставаться? Да, бывает потерянное время, но это не критично, если считать, что 5-6 лет на защиту - - это норм.
Это уже не раз обсуждалось - такой вариант мало кому доступен.
А кандидатом наук и не обязан быть каждый пятый. Тем более, что выигрыш от степени в РФ в зарплате весьма смехотворен.
Это и элементарные представления о специфике научной работы, требованиях к диссертации, это и какие то знакомства, расширение научного кругозора, и много чего ещё.