2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ... 30  След.
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 15:50 
Заслуженный участник


18/01/15
3117
Korvin в сообщении #1364294 писал(а):
Ну уж любой школьный курс точно можно было подсократить до пособия для абитуриентов. На которое тоже ушел бы месяц. А затем все школьные учебники с красивыми картинками прочлись бы с воодушевлением и чувством превосходства тоже максимум за месяц.
Нет, это совершенно не так ! :facepalm:

-- 28.12.2018, 14:52 --

SpiderHulk в сообщении #1364287 писал(а):
Но обнаружил, что уже на учебник для четвёртого класса у меня ушёл полный месяц

Прошу описать поподробнее, как вы с этим учебником работали.

-- 28.12.2018, 15:11 --

Более конкретный вопрос: Вы этот учебник тотально прорешивали номер за номером, или же выборочно ? Если выборочно, то насколько выборочно ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 16:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
SpiderHulk в сообщении #1364306 писал(а):
Но каково оно? Чему равно это самое начало?

Ответ на этот вопрос должен выясняться преподавателем / репетитором индивидуально. В вашем случае вы занялись "самолечением", и совершили в этом пункте много грубых дорогостоящих ошибок.

Во многих "застарелых" случаях (типа вашего: школьное образование ± первое высшее, причём всё - много лет назад) вообще нет смысла повторять программу по учебникам, а необходима тренировка на восстановление навыка решения задач. Если навык восстановить не удаётся (до приемлемого уровня школьника-студента середнячка) - надо поставить крест на всех замыслах вообще.

-- 28.12.2018 16:19:20 --

SpiderHulk в сообщении #1364306 писал(а):
Проблема сильно усугубляется тем, что преподаватель нередко даёт материал, который непонятно откуда взят. Чаще на семинарах, но иногда и на лекциях. Прямо начинаешь испытывать потребность в библиографических ссылках

Библиографические ссылки любой преподаватель даёт в начале курса. Если вам нужны дополнительные - это вполне нормальный вопрос на конец лекции / на после лекции.

С другой стороны, материал лекций самодостаточен, и если вам нужны дополнительные ссылки - это ненормально, это признак того, что вы не умеете правильно работать с лекциями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 16:34 


16/10/14

667
vpb в сообщении #1364307 писал(а):
Прошу описать поподробнее, как вы с этим учебником работали

(Оффтоп)

Работал с учебником Петерсен в 3-х частях для 4 класса
Решал все номера подряд, иногда игнорируя чисто вычислительные, на умножение столбиком и деление уголком. Все задачи помеченные звёздочкой решал обязательно. Как оказалось две наиболее мне запомнившиеся задачи в учебнике третьего класса и пятого:

Цитата:
К берегу реки подошли 3 людоеда. У каждого из них по одному слуге. В присутствии хозяина его слугу никто не трогает,а в отсутствие хозяина его слугу съедают другие людоеды. Всем им надо перебраться на другой берег в двухместной лодке. Как это сделать, чтобы никто никого не съел?

Вот над этой думал вечером, а потом ещё и утром следующего дня

Изображение
Вот над этим ребусом долго голову ломал. Если правильно помню, то под буквой б) два варианта ответа, а я только один нашёл. рационального способа решения подобных ребусов до сих пор не знаю


-- 28.12.2018, 16:50 --

Munin в сообщении #1364312 писал(а):
Библиографические ссылки любой преподаватель даёт в начале курса. Если вам нужны дополнительные - это вполне нормальный вопрос на конец лекции / на после лекции.


Тут нужны более подробные библиографические ссылки. Не в стиле: вон в том трёхтомнике прочитайте, а с указанием конкретной страницы. Что до вопросов, он как то нервно пару раз среагировал, вероятно считает что его объяснения самодостаточны и ни в каких дополнительных материалах не нуждаются. Например мне не удалось выяснить даже названия вот этого не найденного мною нигде метода:
topic130852.html

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 17:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
Тут нужны более подробные библиографические ссылки. Не в стиле: вон в том трёхтомнике прочитайте, а с указанием конкретной страницы.

С точностью до глав и параграфов - всё ещё можно спросить. С точностью до страниц - будете посланы: это ваша собственная работа, найти страницы.

SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
иногда игнорируя чисто вычислительные, на умножение столбиком и деление уголком.

Кстати говоря, неумение считать - бич современных школьников и студентов. Им это делать лень, "всегда есть калькулятор", а в итоге не могут сказать, что больше, 12 или $\sqrt{161}.$

SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
рационального способа решения подобных ребусов до сих пор не знаю

Надо считать каждую букву "неизвестной переменной", и выписывать соотношения на их значения. Например, в (б) мощное условие $(5\cdot\text{НУЛ})\bmod 1000=\text{НУЛ}.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 17:53 
Заслуженный участник


18/01/15
3117
SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
Например мне не удалось выяснить даже названия вот этого не найденного мною нигде метода

Нет у этого "метода" никакого названия, да и никакого особого специального метода нет. Просто приложили голову и решили задачу, вот и весь метод. Впрочем, как он рассуждал, я по конспекту не понял. И бог с ним, не такое уж важное дело, чтоб о нем думать.

-- 28.12.2018, 17:13 --

Должен сказать, я об учебнике Петерсон раньше весьма плохо писал. Сейчас посмотрел --- на самом деле он достаточно вменяем (во всяком случае за 4 класс), так что я был неправ. Расскажите однако, как Вы решали примеры: устно или письменно ? Вот, допустим, возьмем урок 10 части 2. Сколько у Вас времени займет прорешать все его примеры (устно или письменно, как Вам удобнее) ? Дело в том, что это при всей тривиальности --- некая чисто психофизическая нагрузка, которая тоже какой-то энергии требует. Я сделал некую оценку, и получается, что если бы я этим занимался по 3-4 часа в день, устно, то у меня такое полное прорешивание тоже заняло бы неделю.

-- 28.12.2018, 17:20 --

А ребус с умножением я сам не вижу, как решать. Как-то можно, но очевидного пути не вижу.

-- 28.12.2018, 17:31 --

Может, Вы аккуратно оформляли решения примерчиков на бумаге, и эта чисто канцелярская деятельность месяц и поглотила ? Надо выяснить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 19:50 
Аватара пользователя


27/02/12
3723
Munin в сообщении #1364323 писал(а):
Кстати говоря, неумение считать - бич современных школьников и студентов. Им это делать лень, "всегда есть калькулятор",

Через какое-то время, возможно, кто-то напишет:
Неумение решать - бич современных преподавателей.
Им это делать лень, "всегда есть Вольфрам, Матлаб и прочие Математики".

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение28.12.2018, 21:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Увы, когда это дойдёт до преподавателей (уже доходит), никто этого уже не будет замечать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 08:55 
Заслуженный участник


18/01/15
3117
SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
даже названия вот этого не найденного мною нигде метода:
SpiderHulk в сообщении #1364314 писал(а):
рационального способа решения подобных ребусов до сих пор не знаю

Вы делаете методологическую ошибку, пытаясь везде найти общий метод. Математика состоит, в значительной части, не из общих методов, а из индивидуальных задач, которые решаются каждая своим собственным рассуждением (и эти рассуждения у разных людей могут быть совершенно разные, для одной и той же задачи).

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 10:19 
Аватара пользователя


14/12/17
1473
деревня Инет-Кельмында
SpiderHulk
Есть способ, о нём мало кто знает. Заключается в том, чтобы делать предположения, и смотреть что из них следует. Следить, чтобы все случаи были рассмотрены.
Покажу на примере. В кроссворде б) "л" что? 5 или 0. Пусть 5, тогда "у" что? 2 или 7. Допустим 2 (потом допустим 7!) С другого конца, ясно что "к" не 0 и не больше 5, "к" это 1,3,4. Что может быть "н"? ... Это хороший способ, всегда срабатывает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 13:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
eugensk в сообщении #1364444 писал(а):
о нём мало кто знает.

Изображение

eugensk в сообщении #1364444 писал(а):
Это хороший способ, всегда срабатывает.

Только иногда неподъёмен по объёмности. Поэтому и надо начинать с системы уравнений.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 14:50 
Аватара пользователя


27/02/12
3723
Munin в сообщении #1364355 писал(а):
никто этого уже не будет замечать.

В каком смысле "не замечать" - "не видеть" или "видеть, но не обращать внимания"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 17:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
В первом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 19:04 


16/10/14

667
vpb в сообщении #1364326 писал(а):
Вот, допустим, возьмем урок 10 части 2. Сколько у Вас времени займет прорешать все его примеры (устно или письменно, как Вам удобнее) ?

Не знаю, решу как-нибудь позже. Возможно выясню через день-два, а возможно после экзаменов. Я почти все номера выполнял письменно, но не усердствовал с оформлением. Исписал несколько тетрадей по 96 страниц
vpb в сообщении #1364429 писал(а):
Вы делаете методологическую ошибку, пытаясь везде найти общий метод

В учебниках Петерсен были задачи в стиле:
Цитата:
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком

А вот как их решать в учебнике Петерсен не объяснялось. Зато рациональный метод решения таких задач с помощью таблиц с единицами и нулями (или плюсами и минусами) был мною обнаружен в учебнике для 6 класса по информатике. Возможно этот метод по замыслу Петерсен должен был быть рассказан школьникам учителем, или же они сами должны были до него додуматься (в таком случае я не понимаю, зачем таким мощным ученикам в принципе учитель?), но в учебниках этот метод либо не появился вовсе, либо я до него не дочитал, но весьма непростые задачи в решении которых он бы пригодился в любом случае появились сильно раньше. Возможно с числовыми ребусами примерно та же ситуация. Но в данный момент они мне не интересны.

Мне казалось задача математики как науки это и есть поиск наиболее общего способа решения чего-либо. Математик находит новый метод решения целого класса каких-либо задач, а специалист решает различные задачи этого класса возникающие в его профессии, действуя по алгоритму разработанному математиком, а не изобретая каждый раз велосипед

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение29.12.2018, 19:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вообще да, ученику стоит догадаться самому нарисовать какую-нибудь таблицу. Это один из главных способов упорядочивания информации в голове. Но не обязательно именно такую, как в учебнике. Можно рисовать много разных таблиц, и выбирать, какие из них удобнее для решения задачи, или выбрать какую-то, и с ней решать. Здесь нет единого единственно правильного метода, а есть множество похожих методов, основанных на вообще-то довольно очевидных идеях.

 Профиль  
                  
 
 Re: Учебники невозможно осваивать в темпе предлагаемом уч.планом
Сообщение30.12.2018, 10:55 
Заслуженный участник


18/01/15
3117
SpiderHulk
Отмечу, что не Петерсен, а ПетерсОн.

Та задача, что Вы привели --- совершенно нормальная, пмсм. Я уверен, немалый процент пятиклассников ее может решить
без всякого учителя или подсказок (если захочет, конечно).

Эта задача на развитие общего мышления, способности к рассуждению. Она именно для того, чтоб школьник ее обдумывал самостоятельно, творчески, а не механически. Наоборот, было бы вредно, если бы тут сразу же начинали рисовать табличку и объяснять, как решают такие задачи. Тогда бы получилась дрессировка, навязывание какого-то формального шаблона, а не обучение и развитие мышления. (В чем тогда был бы смысл её давать ???) Мне у Петерсон многое не нравится (особенно в 1-м классе), но вот в этом месте я с этим учебником полностью согласен. И потом, это же задача со звездочкой, всем её решать не обязательно. А кто не решит, узнают на информатике в 6-м.

Человек, понимаете ли, научается думать тогда, когда он думает самостоятельно, решая посильные задачи. (Такова и философия нашего форума, если Вы заметили...)

Вопреки тому, что Вы думаете, для решения той задачи совсем не надо разрабатывать какой-то общий метод. Достаточно ухватить мыслью основную идею. Люди же решают, в массе причем, всякие судоку, "японские кроссворды" и прочие головоломки, никаких проблем ! А ведь этому тоже в школе не учат. И табличку рисовать тоже не обязательно (да большинство и не догадается).

Замечу, что такие задачи --- совсем не того типа, что умножение в столбик. Столбик --- это (в основном) механический навык, довольно сложный, и научиться ему можно только с учителем (или иногда с родителем). А такую задачу самому решить можно.

Задача математики как учебного предмета --- научить ученика не только каким-то шаблонным вещам, чисто технике, но и дать ему общие навыки математического мышления и основные идеи математики, и, очень важно, тренировать его в мышлении вообще. (В скобках заметим, что общие идеи без техники --- фикция.)

В математике важно усваивать общие идеи и понятия, и применять их для решения конкретных частных задач. А детальных рецептов для всех типов частных задач не напасёшься ! Вот, кстати, хорошая книжка, где собрано много полезных идей на уровне младших классов: А.В.Спивак, 1001 задача по математике.
SpiderHulk в сообщении #1364588 писал(а):
Мне казалось задача математики как науки это и есть поиск наиболее общего способа решения чего-либо. Математик находит новый метод решения целого класса каких-либо задач, а специалист решает различные задачи этого класса возникающие в его профессии, действуя по алгоритму разработанному математиком, а не изобретая каждый раз велосипед
Верно, но применять математику надо творчески, а не только на уровне подставить числа в детально разработанный алгоритм. Иначе шаг вправо, шаг влево --- разрыв шаблона и полный ступор !

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 444 ]  На страницу Пред.  1 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ... 30  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Cuprum2020


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group