2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1 ... 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 ... 54  След.
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение10.05.2016, 16:16 
commator в сообщении #1120871 писал(а):
Схема вытягивания нечёткого дорийского лада из системы 12РДО
Шесть дней навешивал её на клавишно-линейчатые причиндалы музыкальной теории.

Теперь схема стала началом композиции, задуманной для изготовления MIDI модели.

$
\xy

\def\X#1{\xy *{#1};p+UL;+DR**h@{-}\endxy}
\def\-#1{\lefteqn{$--$}#1}
\def\Title{\save+<36pt,48pt>*\txt\normalsize{%
      $\-T1d$:§\O\o-dor $\subset$ Џ$A4\natural$:Sesa-12EDO $\owns$ Џ$1a$:§Dt}\restore}
\def\uNH{\ar@{}[]+<.pt,.pt>|{\rotatebox[origin=c]{0}{\square}}
               \ar@{}[]+<.pt,.pt>|{\rotatebox[origin=c]{90}{\scriptsize[{\tiny\ }]}}}
\def\tNH{\ar@{}[]+<.pt,.pt>|{\rotatebox[origin=c]{95}{O}}\ar@{}[]+<.pt,.pt>|{\rotatebox[origin=c]{20}{o}}}
\def\whR{\ar@{-}[]+<7.5pt,-4.5pt>;[]+<-2pt,-4.5pt>\ar@{}[]+<10pt,-3pt>_*+<1.1pt>[F*]\txt\tiny{...}}
\def\DwR{\ar@{-}[]+<6pt,4.5pt>;[0,0]+<-3pt,4.5pt>\ar@{}[]+<7pt,3pt>^*+<1.0pt>[F*]\txt\tiny{.\\. }}

\def\Tempo{\save+<-15pt,24pt>*\tNH\restore\save+<72pt,12pt>*\txt\normalsize{= 60MM (Maelzel's Metronome)}\restore}
\def\rPB#1{\save+<53pt,21pt>*\txt\footnotesize{%
      PB range $\pm#1$00\cent\ sets:\\:$\sim$C101,0 C100,0 C6,#1}\restore}
\def\noPB{\txt\footnotesize{$\-t\natural$=$\-t$\natural$\pm$0\cent}}
\def\shPB#1#2#3{\txt\footnotesize{$#1\sharp$=$\-t$\sharp#2\cent#3}}
\def\naPB#1#2#3{\txt\footnotesize{$#1\natural$=$\-t$\natural#2\cent#3}}
\def\flaPB#1#2#3{\txt\footnotesize{$#1\flat$=$\-t$\flat#2\cent#3}}

\def\bK#1{\ar@{}[]+<#1>|*+<2.5pt>[F*]{\txt\normalsize{key black}}}
\def\wK#1#2#3{\ar@{}[]+<#1>|*+<18.9pt>[F]{\txt\normalsize{\hbox to 46pt {$\mathsf{#2\natural\equiv#3}$}}}}
\def\sl#1{\ar@{-}[]+<39.0pt,0.0pt>;[0,#1]+<200pt,0.0pt>}
\def\dl#1{\ar@{.}[]+<39.0pt,0.0pt>;[0,#1]+<200pt,0.0pt>}
\def\ml#1#2{\save+<-21pt,6pt>*\txt\large{#1}\restore\ar@<21.0pt>@{-}[#2,0]+<0pt,0pt>;[0,0]+<0pt,0pt>}
\def\Key#1#2#3#4#5{\ar@{}[]+<#1>|{%
      \rotatebox[origin=c]{#2}{\huge$\mathfrak{#3}$}%
      \raisebox{6.0pt}{\txt\large{$#4$}}%
      \raisebox{6.0pt}{\txt\LARGE{#5}}%
}}

\def\p-I_p-B_H_p-T#1#2#3#4#5#6#7{\ar@{}[]%
      *#1\txt\small{#2}*#3\txt\small{#4}%
      #5\ar@{}[]%
      *#6\txt\small{#7}%
}%

\newdir{ <}{{}*!/-15.0pt/@3{<}}
\newdir{ <}{{}*!/-11.0pt/@2{<}}

\xymatrix  @W=0 @H=10pt @R=0 @!C=1.27pc  %@*[F.] 
{%
\wK{13pt,+13.5pt}{\-t5F}{\-t2f$:$}\sl{8}
   &\Title\Tempo\rPB{2}
             &\ml{0}{0}
                        &\ml{1}{30}
                                 &        &        &        &        &\ml{2}{30}\\
\wK{13pt,-9.5pt}{\-t5E}{\-t2e\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,-5pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,0pt}{\-t5D}{\-t2d\textsf{:}}\sl{8}
   &        &\whR&\whR&\ar@3{<.}'[1,0]+<.pt,.pt>'[12,0]+<.pt,.pt>_(.93){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                    $\theta P8$:\\:§T\o}\bigr)\uparrow} [12,-1]+<6pt,.pt>
                                    \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<43pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}{!<15pt,.pt>}{$\-t2d$:\\:§T\o}
                                            &\whR&\whR&\whR&\ar@2{<.<}[0,-3]+<9pt,.pt>
                                                                             \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                             {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                             {!<-24pt,6pt>}{$\-t2d$:\\:§T$[2/$\\$/1]$\o}
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[2,0]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(%
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§5T3d}\bigr)\uparrow} [3,0]+<4pt,4pt>\\
\bK{-9pt,+5pt}7
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+9.50pt}{\-t5C}{\-t2c\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,-13.50pt}{\-t4B}{\-t1b\textsf{:}}\sl{8}
   &        &\whR&\whR&\whR&\whR&\whR&\ar@3{<.}'[1,]+<-6pt,-6pt>'[7,]+<-6pt,.pt>_(.87){\to\bigl(\txt\scriptsize
                                                                 {$\-t P5$:\\:§Dt}\bigr)\uparrow}[7,-1]+<6pt,.pt>
                                                                 \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<45pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}
                                                                 {!<18pt,.pt>}{$\-t1b$:\\:§3D4t}
                                                                          &\ar@3{<.}[0,-1]+<6pt,.pt>
                                                                            \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                            {!<-21pt,6pt>}{$\-t1b$:\\:§3D$[27/$\\$/16]$4t}
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,0]+<-18pt,6pt>'[-2,0]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(
                                                                            \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§3D5t}\bigr)\downarrow}[-3,0]+<-4pt,-4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[3,0]+<18pt,.pt>|{\uparrow\bigl(
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t M3$:\\:§4D6t}\bigr)\uparrow} [4,0]+<4pt,4pt>\\
\bK{-9pt,-8pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,-4.5pt}{\textsf{Џ}4A}{\textsf{Џ}1a\textsf{:}}\dl{8}
   &        &\p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<6pt,-17pt>}{\naPB{$Џ$}{$\pm$0}{}}{\uNH}
               {!<16.5pt,2pt>}{Џ$1a$:Sesa$\equiv$\\$\equiv$\txt{Џ$1a$:\\:Dt}}
                       &        &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,0pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+4.5pt}{\-t4G}{\-t1g\textsf{:}}\sl{8}
   &\Key{36pt,0pt}{0}{G}{\emptyset^\sharp_\flat}{5\\1}
             &        &\whR&\whR&\ar@3{<.}'[-1,0]+<.pt,.pt>'[-7,0]+<.pt,.pt>^(.87){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                              $\-t P5$:\\:§Td}\bigr)\downarrow} [-7,-1]+<6pt,.pt>
                                              \ar@2{<.<}'[-1,0]+<9pt,6pt>'[-2,0]+<9pt,.pt>[-2,-2]+<3pt,.pt>^(.36){\to(%
                                              \txt\scriptsize{$\-t M2$:§3T2d})\downarrow}
                                              \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<45pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}
                                              {!<18pt,.pt>}{$\-t1g$:\\:§2Td}
                                                      &\whR&\whR&\ar@2{<.<}[0,-2]+<-3pt,.pt>
                                                                             \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                             {!<-23pt,6pt>}{$\-t1g$:\\:§2T$[4/$\\$/3]$d}
                                                                             \ar@3{<.}'[1,]+<18pt,-6pt>'[2,]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(\txt
                                                                             \scriptsize{$\-t m3$:\\:§5T3d}\bigr)\uparrow} [3,0]+<4pt,4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,]+<-18pt,6pt>'[-3,]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(\txt
                                                                             \scriptsize{$\-t M3$:\\:§6T4d}\bigr)\downarrow}[-4,0]+<-4pt,-4pt>\\
\bK{-9pt,+8pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+13.50pt}{\-t4F}{\-t1f\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,-9.00pt}{\-t4E}{\-t1e\textsf{:}}\sl{8}
   &        &\whR&        &\whR&\whR&\ar@3{<.}'[3,0]+<-12pt,-6pt>'[7,0]+<-12pt,0pt>_(.78){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                                        $\-t P5$:\\:§Dt}\bigr)\uparrow} [7,-1]+<10pt,0pt>
                                                        \ar@2{<.<}'[1,0]+<9pt,-6pt>'[2,0]+<9pt,.pt>[2,-2]+<9pt,.pt>_(.38){\to(\txt
                                                        \scriptsize{$\-t M2$:§2D3t})\uparrow}
                                                        \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<44pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}
                                                        {!<17pt,.pt>}{$\-t1e$:\\:§2D3t}
                                                                &\whR&\ar@2{<.<}[0,-1]+<3pt,.pt>
                                                                            \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<18pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                            {!<-21pt,6pt>}{$\-t1e$:\\:§2D$[9/$\\$/8]$3t}
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,0]+<-18pt,6pt>'[-2,0]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(
                                                                            \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§3D5t}\bigr)\downarrow}[-3,0]+<-4pt,-4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[3,0]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(%
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t M3$:\\:§4D6t}\bigr)\uparrow} [4,0]+<4pt,4pt>\\
\bK{-9pt,-5pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,0pt}{\-T4D}{\-T1d\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &\ar@3{<.}'[-1,0]+<-6pt,6pt>'[-7,0]+<-6pt,.pt>^(.87){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                         $\-t P5$:\\:§Td}\bigr)\downarrow} [-7,-1]+<6pt,.pt>
                         \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<45pt,-5pt>}{\naPB{\-T}{$\pm$0}{}}{\tNH}{!<15pt,.pt>}{$\-T1d$:\\:§\O\o}
                                  &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,+5pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+9.00pt}{\-t4C}{\-t1c\textsf{:}}\sl{8}
   &\Key{33pt,-3pt}{0}{Z}{\emptyset^\sharp_\flat}{5\\1}
             &\whR&        &\whR&\whR&\ar@3{<.}'[-3,0]+<-12pt,6pt>'[-7,0]+<-12pt,.pt>^(.78){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                                        $\-t P5$:\\:§Td}\bigr)\downarrow} [-7,-1]+<6pt,.pt>
                                                        \ar@2{<.<}'[-1,0]+<9pt,6pt>'[-2,0]+<9pt,.pt>[-2,-2]+<9pt,.pt>^(.38){\to(%
                                                        \txt\scriptsize{$\-t M2$:§3T2d})\downarrow}
                                                        \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<44pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}
                                                        {!<18pt,.pt>}{$\-t1c$:\\:§3T2d}
                                                                &\whR&\ar@2{<.<}[0,-1]+<3pt,.pt>
                                                                            \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                            {!<-23pt,7pt>}{$\-t1c$:\\:§3T$[8/$\\$/9]$2d}
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[2,0]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(%
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§5T3d}\bigr)\uparrow} [3,0]+<4pt,4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,]+<-18pt,6pt>'[-3,]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(\txt
                                                                             \scriptsize{$\-t M3$:\\:§6T4d}\bigr)\downarrow}[-4,0]+<-4pt,-4pt>\\
\wK{13pt,-13.50pt}{\-t3B}{\-t\textsf{-}b\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,-8pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,-4.5pt}{\textsf{џ}3A}{\textsf{џ-}a\textsf{:}}\sl{8}
   &        &\whR&\whR&\whR&\ar@3{<.}'[1,]+<.pt,-6pt>'[7,]+<.pt,.pt>_(.87){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                              $\-t P5$:\\:§Dt}\bigr)\uparrow} [7,-1]+<10pt,0pt>
                                              \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<43pt,-5pt>}{\naPB{$џ$}{$\pm$0}{}}{\uNH}
                                              {!<15pt,.pt>}{џ-$a$:\\:§D2t}
                                                      &\whR&\whR&\ar@2{<.<}[0,-2]+<-3pt,.pt>
                                                                            \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<19pt,-9pt>}{\naPB{$џ$}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\uNH}
                                                                             {!<-21pt,7pt>}{џ-$a$:\\:§D$[3/$\\$/4]$2t}
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,]+<-18pt,6pt>'[-2,]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(\txt
                                                                             \scriptsize{$\-t m3$:\\:§3D5t}\bigr)\downarrow}[-3,0]+<-4pt,-4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[3,0]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(%
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t M3$:\\:§4D6t}\bigr)\uparrow} [4,0]+<4pt,4pt>\\
\bK{-9pt,0pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+4.5pt}{\-t3G}{\-t\textsf{-}g\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,+8pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+13.75pt}{\-t3F}{\-t\textsf{-}f\textsf{:}}\sl{8}
   &\Key{33pt,-6pt}{0}{F}{\emptyset^\sharp_\flat}{5\\1}
             &\whR&\whR&\whR&\whR&\whR&\ar@3{ <.}'[-1,]+<-6pt,6pt>'[-7,]+<-6pt,.pt>^(.87){\to\bigl(\txt\scriptsize
                                                                  {$\-t P5$:\\:§Td}\bigr)\downarrow}[-7,-1]+<6pt,.pt>
                                                                  \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<45pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}
                                                                  {!<18pt,.pt>}{$\-t$-$f$:\\:§4T3d}
                                                                           &\ar@3{<.}[0,-1]+<6pt,.pt>
                                                                            \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                            {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                            {!<-21pt,6pt>}{$\-t$-$f$:\\:§4T$[16/$\\$/27]$3d}
                                                                             \ar@3{<.}'[1,0]+<18pt,-6pt>'[2,0]+<18pt,.pt>|(.5){\uparrow\bigl(%
                                                                             \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§5T3d}\bigr)\uparrow} [3,0]+<4pt,4pt>
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,]+<-18pt,6pt>'[-3,]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(\txt
                                                                             \scriptsize{$\-t M3$:\\:§6T4d}\bigr)\downarrow}[-4,0]+<-4pt,-4pt>\\
\wK{13pt,-9.25pt}{\-t3E}{\-t\textsf{-}e\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\bK{-9pt,-5.0pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,0pt}{\-t3D}{\-t\textsf{-}d\textsf{:}}\sl{8}
   &        &\whR&\whR&\ar@3{<.}'[-1,0]+<.pt,.pt>'[-12,0]+<.pt,.pt>^(.93){\to\bigl(\txt\scriptsize{%
                                   $\theta P8$:\\:§\O t}\bigr)\downarrow} [-12,-1]+<6pt,.pt>%^b
                                   \p-I_p-B_H_p-T{}{}{!<43pt,-5pt>}{\noPB}{\tNH}{!<15pt,.pt>}{$\-t$-$d$:\\:§\O t}
                                            &\whR&\whR&\whR&\ar@2{<.<}[0,-3]+<9pt,.pt>
                                                                             \p-I_p-B_H_p-T{}{}
                                                                             {!<19pt,-9pt>}{\naPB{\-t}{$\pm$0}{$\sim$B0,64}}{\tNH}
                                                                             {!<-21pt,6pt>}{$\-t$-$d$:\\:§\O$[1/$\\$/2]$t}
                                                                             \ar@3{<.}'[-1,0]+<-18pt,6pt>'[-2,0]+<-18pt,.pt>|{\downarrow\bigl(
                                                                            \txt\scriptsize{$\-t m3$:\\:§3D5t}\bigr)\downarrow}[-3,0]+<-4pt,-4pt>\\
\bK{-9pt,+5.0pt}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,+9.25pt}{\-t3C}{\-t\textsf{-}c\textsf{:}}\dl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
\wK{13pt,-13.5pt}{\-t2B}{\-t\textsf{-}B\textsf{:}}\sl{8}
   &        &        &        &        &        &        &        &        \\
}%

\endxy
$

Приступаю к проектированию второго такта с детемперацией в ЧИП3 для дальнейшего выхода в ЧИП5.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение11.05.2016, 09:33 
Свободный Художник в сообщении #1120279 писал(а):
-- Пн май 02, 2016 23:52:25 --

Свободный Художник в сообщении #1119136 писал(а):
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/7/2/24.html
совершенно ясно видно, что Царлино использовал

Мы должны понимать, что приведенный рисунок от Царлино может стать дверцей
Мы понимаем и даже ломились в ту дверцу ещё в 2010-м:
commator в Сети писал(а):
Под впечатлением знакомства с проективной геометрией вычертил свой взгляд на четырёхоктавный фрагмент натуральной скалы в рамках ЧИП31. Нотация упрощённая (31РДО).
Изображение
Круто!!!

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение11.05.2016, 11:17 
Герцман 1986 писал(а):
А. Оголевец для определения дюнамиса звука строил квинтовый ряд от $fis$ до $des$ с центром $C$ — чем дальше звук отстоит от центра, тем большая энергия
Здесь Герцман наврал: не понял как следует того о чём решил публично поразглагольствовать.

Центр системы Оголевца есть не одна высота а высотный диполь $G$--$C$:
commator в Сети писал(а):
Математик писал(а):
Все-таки одно из самых важных эксклюзивных изобретений Оголевца ― это его концепция "альфных" и "бетных" коэффициентов данного звука в данной тональной системе:
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/3/11.html
Это не столь эксклюзивно выглядело бы, без громадной изюмины симметрирования системы относительно двух несовпадающих нулей (до, соль). Столь необычный взгляд требует пристального внимания и во всяком случае до сих пор игнорирован обычной практикой трактовки построений относительно единственного нуля (до).
Любопытно, что с восточномузыкальной витиеватостью
commator в сообщении #1119166 писал(а):
<...> у индийской фисгармонии <...>
Изображение
дорийская симметрия западномузыкальных клавиш расположила в центре также диполь, но другой:

$\lefteqn{\text{--}}t1g\text{--Џ}1a$

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение11.05.2016, 22:52 
commator в сообщении #1122174 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1122116 писал(а):
Царлино: http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/7/02.html
Материала об отношениях длин струн там просто немеряно.
После Царлино были ещё люди и они научили понимать музыку через абстракции тональных функций, а последние оказались гораздо популярнее струн; вероятно из-за совмещения удобств использования с приятной возможностью не приобретать монохорды для организации учебного процесса.

Люди после Царлино были. Но, к сожалению, они завели музыкальную теорию в тупик. Гениальный Оголевец режет "правду - матку":
"Представляет ли какой-нибудь интерес перечислять все работы этого рода, кроме интереса чисто исторического, подчас анекдотического характера? Очевидно, это не представляет большего интереса, чем перечисление и описание работ и претензий на патенты изобретателей, стремившихся к открытию законов "вечного движения". Но, тем не менее, ... на этот путь взгляд бросить необходимо, чтобы стало ясно, из какого тупика предстоит выбраться теории."
http://www.px-pict.com/7/3/2/4/12/1.html

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение11.05.2016, 23:39 
Свободный Художник в сообщении #1122943 писал(а):
Гениальный Оголевец
Мало Вы ещё музыковедческой каши съели, если не шутите.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.05.2016, 15:36 
Оголевцу вторит и Ю. Н. Холопов (в свое время пытавшийся серьезно изучить теорию Оголевца):
Несмотря на блистательное развитие науки в XVIII -- XIX вв., мажор и минор ... так и не получили удовлетворительного объяснения. Ее пытался создать Рамо, ее изо всех отстаивал, иногда даже "рассудку вопреки, наперекор стихиям", Хуго Риман, но она в конце концов оказалась несостоятельной. Дело в том, что теория Нового времени исходит из натурального звукоряда как физического явления, и с этой точки зрения получает прекрасную мотивировку мажор, но, увы, абсолютно ничего не выходит с минором. Однако если второй член системы, минор, нельзя объяснить натуральным звукорядом, значит, первый тоже обоснован неверно.
http://www.px-pict.com/preprints/kholopov/1.html

-- Чт май 12, 2016 17:02:19 --

commator в сообщении #1122424 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #175655 писал(а):
Телешев Юрий Владимирович
Алгебры пассивных двухполюсников:
http://ito.edu.ru/2000/II/3/391.html
Телешев 2000 писал(а):
Всякий двухполюсник может обладать тремя свойствами: преобразовывать энергию электромагнитного поля в другие виды безвозвратно, являться накопителем энергии магнитного поля и являться накопителем энергии электрического поля. В соответствии с этими свойствами основными абстракциями теории электрических цепей выступают R-, L- и C-двухполюсники.
Недурно было бы выяснить, возможны ли чёткие соответствия упомянутым абстракциям в области музыкальных ощущений?
Можно ли, к примеру, ощущение диссонанса понимать R-двухполюсником большого сопротивления, а ощущение консонананса ― малого?
Если сие чушь, то из какого ещё музыкального материала можно слепить резистор?

Резистор можно слепить из музыкального интервала. Если отождествить резистор с его вольт - амперной характеристикой (ВАХ):
http://www.px-pict.com/5/3/3/1/2/1.html
В базовой модели для системы музыкальных интервалов, которую мне хотелось бы предложить к рассмотрению:
Свободный Художник в сообщении #1092687 писал(а):
... с целью наибольшего удобства рассуждений о "гармоническом дуализме" я решил не жадничать и дать на звуко-высотность и интервало-широтность не одну, а две взаимно-ортогональные оси. О чем честно и сообщил во вводном параграфе:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html
Значит, всего осей будет три. Временно абстрагируясь от временнОй оси, получаем две оси, одна из которых (на время этого абстрагирования) будет условно считаться горизонтальной, а другая -- вертикальной.

мы можем считать (при электротехнической интерпретации), что по оси абсцисс отложено напряжение, а по оси ординат -- ток.

-- Чт май 12, 2016 17:36:47 --

Радиус-векторы точек с целочисленными координатами, лежащих на некотором рациональном луче, можно заменить соответствующими прямоугольниками:
Свободный Художник в сообщении #1071151 писал(а):
... продумайте объяснение (по Д. Д. Мордухай-Болтовскому) появления геометрического среднего в античной арифметике:
http://www.px-pict.com/7/3/1/9/2/1/1/5.html
а также попытайтесь увидеть эту конструкцию ... в определении расстояния между двумя точками на плоскости Минковского (по И. М. Яглому):
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/2/1/1/4.html

Свободный Художник в сообщении #1109524 писал(а):
В отрывке из Яглома по последней приведенной ссылке содержится идея взаимно-однозначного соответствия между множеством отрезков, не параллельных осям координат (у Яглома на рисунках они представлены отрезком $AB$, который мы будем рассматривать как направленный отрезок с началом $A$ и концом $B$) и множеством определенных прямоугольников (у Яглома на рисунках представлены прямоугольником $AKBL$). Значит, мы можем попробовать заменить рассмотрение таких отрезков рассмотрением соответствующих им прямоугольников.

При электротехнической интерпретации эти прямоугольники можно мыслить как проводящие электроток плиты в духе описанных у Яглома:
http://www.px-pict.com/5/3/3/2.html
(текст около рис. 42 и 43)
Только эту конструкцию нужно повернуть на 90 градусов, чтобы линии тока стали горизонтальными, а эквипотенциальные линии -- вертикальными.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.05.2016, 17:00 
Предполагается, что разбиение токопроводящей плиты на квадраты будет порождаться алгоритмом "антанаиресис":
http://www.px-pict.com/10/4/4/6.html
Свободный Художник в сообщении #1121908 писал(а):
Отношение длин сторон прямоугольника будет моделировать базовое понятие муз. теории: отношение длин струн. При этом важно отметить, что отношение длин сторон прямоугольника, определенным образом разбитого на квадраты, может быть однозначно определено не путем какой-либо процедуры измерения длин этих сторон, а путем некоторой процедуры размышления. А именно, путем решения некоторой системы уравнений Кирхгофа, ассоцированной с данным прямоугольником, разбитым на квадраты. Как об этом написано, например, у Яглома:

Свободный Художник в сообщении #1122116 писал(а):
Боле подробно о составлении и решении этой системы уравнений см. на примере у того же Яглома:
http://www.px-pict.com/5/3/3/2/1.html
(Рис. 50 и далее)

-- Вс май 08, 2016 23:50:42 --

Электротехническая аналогия может быть полезна для построения концепции "гармонического дуализма" в муз. теории. Недавно приобрел один современный учебник по теории электрических цепей и с удовлетворением обнаружил, что совсем недалеко от начала в нем располагается параграф 1.2. Понятие о дуальности. Дуальные элементы и цепи.
(М. П. Батура, А. П. Кузнецов, А. П. Курулев. Теория электрический цепей. Мн., 2015).

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.05.2016, 17:56 
Свободный Художник в сообщении #1122943 писал(а):
Люди после Царлино были. Но, к сожалению, они завели музыкальную теорию в тупик.

Свободный Художник в сообщении #1123076 писал(а):
Дело в том, что теория Нового времени исходит из натурального звукоряда как физического явления, и с этой точки зрения получает прекрасную мотивировку мажор, но, увы, абсолютно ничего не выходит с минором. Однако если второй член системы, минор, нельзя объяснить натуральным звукорядом, значит, первый тоже обоснован неверно.

Иногда, заглядывая в тему и встречая шестизначные числа, сомневался , работает ли эта арифметика.
Похоже, что не очень работает. Или я не так понял?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.05.2016, 22:01 
Свободный Художник в сообщении #1123076 писал(а):
Ю. Н. Холопов <...> "теория Нового времени исходит из натурального звукоряда как физического явления, и с этой точки зрения получает прекрасную мотивировку мажор, но, увы, абсолютно ничего не выходит с минором."
Ну тоже рассуждение без намёка на дружбу с парадоксами...

В арифметике, например, плюсовать натуральные числа прекрасно, а минусовать, увы...

Но нельзя же от минуса отказываться, и не отказываются, как музыковеды, не желающие унтернаправленно слышать.

У желающих включать унтерслух всё и с минором выходит прекрасно, какие бы мифы не сочиняли глухие.

-- 12.05.2016, 21:11 --

Свободный Художник в сообщении #1123076 писал(а):
Резистор можно слепить из музыкального интервала. Если отождествить резистор с его вольт - амперной характеристикой (ВАХ)
А что из материала музыкальных ощущений отождествить с вольтами и амперами?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение12.05.2016, 22:32 
commator в сообщении #1123192 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1123076 писал(а):
Резистор можно слепить из музыкального интервала. Если отождествить резистор с его вольт - амперной характеристикой (ВАХ)
А что из материала музыкальных ощущений отождествить с вольтами и амперами?

Сответствующим образом озвученные струны сответствующей длины.
Свободный Художник в сообщении #1119136 писал(а):
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/6/24.html
Из приведенного перевода на английский текста Царлино по указанной ссылке, который можно сравнить с оригиналом:
http://www.px-pict.com/7/3/2/3/13/7/2/24.html
совершенно ясно видно, что Царлино использовал отрезки прямых на евклидовой плоскости для моделирования струн и отвечающих им звуков.

Свободный Художник в сообщении #1121908 писал(а):
Свободный Художник в сообщении #1117064 писал(а):
Я хотел бы предложить какой-нибудь клон античной геометрической алгебры в качестве основы для "алгебры музыкальной гармонии", которая здесь обсуждается.

Свободный Художник в сообщении #1116740 писал(а):
Б. Л. ван дер Варден: "Греческая алгебра была геометрической алгеброй: она оперировала отрезками прямой и прямоугольниками, но не числами":
http://www.px-pict.com/7/3/1/14/2/8.html

При этом я считаю, что предложенная ранее идея расслоения:
Свободный Художник в сообщении #1095389 писал(а):
Будем записывать это расслоение (обозначив его через $\mathbf{\rho}$) в следующем виде:
$\mathbf{\rho} = < \mathrm{R}, Ant, \{V, H\}^{*} >$,
где $\mathrm{R}$ есть множество всех упорядоченных пар натуральных чисел;
$\{V, H\}^{*}$ есть множество всех строк в алфавите из двух символов $V$ и $H$, включая и пустую строку (которую далее будем обозначать E); это стандартное обозначение для такого множества, см., например:
http://www.px-pict.com/9/5/2/2/1.html
(пункт 2 на указанной странице);
$Ant: \mathrm{R} \to \{V, H\}^{*}$ есть "расслаивающе отображение", реализуемое калькулятором из пункта 1 со страницы:
http://www.px-pict.com/10/4/4/1.html
Название расслаивающего отображения $Ant$ выбрано, чтобы подчеркнуть его связь с алгоритмом antanairesis, о котором написано у Б. Л. ван дер Вардена:
http://www.px-pict.com/7/3/1/8/1.html
Таким образом, например, $Ant(3/2) = HV$, $Ant(5/3) = HVH$, $Ant(5/5) = E$.

позволяет убрать из нужного нам фрагмента геометрической алгебры также и отрезки прямых, оставив только прямоугольники и их частный случай -- квадраты.

-- Сб май 07, 2016 23:32:09 --

Отношение длин сторон прямоугольника будет моделировать базовое понятие муз. теории: отношение длин струн. При этом важно отметить, что отношение длин сторон прямоугольника, определенным образом разбитого на квадраты, может быть однозначно определено не путем какой-либо процедуры измерения длин этих сторон, а путем некоторой процедуры размышления. А именно, путем решения некоторой системы уравнений Кирхгофа, ассоцированной с данным прямоугольником, разбитым на квадраты. Как об этом написано, например, у Яглома:
http://www.px-pict.com/5/3/3/2.html


-- Чт май 12, 2016 23:43:48 --

Xey в сообщении #1123111 писал(а):
Иногда, заглядывая в тему и встречая шестизначные числа, сомневался , работает ли эта арифметика.
Похоже, что не очень работает. Или я не так понял?

Наверное, все-таки работает. Лично я пришел к такому убеждению пытаясь озвучить вполне определенную композицию:
Свободный Художник в сообщении #1002409 писал(а):
arseniiv в сообщении #1001757 писал(а):
Эта истина, очевидно, экспериментальная, так что без опытов — просто манипулированием символами — ничего доказать не получится.

Просто берете файл:
http://www.px-pict.com/7/3/2/5/10/4/2/m ... inale2.mid
и слушаете. И оцениваете: понравилось или не понравилось. Вот и весь эксперимент.
Поскольку мне звучание этого файла нравится, то лично мне есть смысл идти дальше.
Я выкладывал этот файл здесь:
http://www.forumklassika.ru/showthread. ... 817&page=4
(постинг от 29.09.2013)

Более подробное обоснование готов предоставить в начале следующей недели. Ближайшие три дня я буду отсутствовать на форуме.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение13.05.2016, 00:19 
Xey в сообщении #1123111 писал(а):
Похоже, что не очень работает. Или я не так понял?
Если слушать MIDI модели через наушники, то прекрасно ощущаемые без них энгармонические тонкости, могут совершенно исчезать.

Как раз сегодня у меня такое приключение.

О существенной разнице прослушивания через наушники и без них в 2010-м был разговор в другом форуме:
VadimRM в Сети писал(а):
Возможно кого-то заинтересует моя новая статья http://arxiv.org/abs/1005.2465
Перед тем как обсуждать её содержимое рекомендуется послушать работу программы DHK при помощи качественных стереонаушников...
Копия этой статьи и программа- тут http://www.vmgames.com/ru/music/
Абстракт.
В работе рассмотрена идея применения дихотического способа прослушивания звука в
области музыкальной гармонии. Для увеличения благозвучия аккордов предложен алгоритм разделения диссонирующих пар голосов на несколько отдельных не связанных или частично связанных групп с прослушиванием их через головные стереофонические телефоны. На этой основе создана демонстрационная программа для панорамирования аккордов midi синтезатора.


-- 12.05.2016, 23:24 --

Свободный Художник в сообщении #1123201 писал(а):
Сответствующим образом озвученные струны сответствующей длины.
Одна струна для вольтов, а другая для амперов?

Резистор линейный или нелинейный будет получаться?

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение13.05.2016, 22:39 
commator в сообщении #1123192 писал(а):
У желающих включать унтерслух всё и с минором выходит прекрасно, какие бы мифы не сочиняли глухие.
Riemann 1877 писал(а):

(Deutsch)

Wie dem auch sei und wenn alle Autoritäten der Welt auftreten und sagen "wir hören nichts", so muss ich ihnen doch sagen: „ich höre etwas und zwar etwas sehr deutliches".
Даже если и все мировые корифеи возникают и говорят "мы ничего не слышим", то я должен сказать им всё же: "Я слышу нечто и действительно нечто очень чёткое."

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.05.2016, 22:30 
Свободный Художник в сообщении #1123076 писал(а):
Резистор можно слепить из музыкального интервала. Если отождествить резистор с его вольт - амперной характеристикой (ВАХ):
http://www.px-pict.com/5/3/3/1/2/1.html
В базовой модели для системы музыкальных интервалов, которую мне хотелось бы предложить к рассмотрению:
Свободный Художник в сообщении #1092687 писал(а):
... с целью наибольшего удобства рассуждений о "гармоническом дуализме" я решил не жадничать и дать на звуко-высотность и интервало-широтность не одну, а две взаимно-ортогональные оси. О чем честно и сообщил во вводном параграфе:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html
Значит, всего осей будет три. Временно абстрагируясь от временнОй оси, получаем две оси, одна из которых (на время этого абстрагирования) будет условно считаться горизонтальной, а другая -- вертикальной.

мы можем считать (при электротехнической интерпретации), что по оси абсцисс отложено напряжение, а по оси ординат -- ток.

commator в сообщении #1123192 писал(а):
А что из материала музыкальных ощущений отождествить с вольтами и амперами?

Свободный Художник в сообщении #1123201 писал(а):
Сответствующим образом озвученные струны сответствующей длины.

commator в сообщении #1123250 писал(а):
Одна струна для вольтов, а другая для амперов?
Резистор линейный или нелинейный будет получаться?

Все "резисторы" подразумеваются линейными. Вольт-амперные характеристики некоторых муз. интервалов, интерпретируемых как резисторы, можно посмотреть здесь:
http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html

-- Пн май 16, 2016 23:52:53 --

Свободный Художник в сообщении #1120279 писал(а):
Мы должны понимать, что приведенный рисунок от Царлино может стать дверцей для входа в мир геометрической алгебры, как это следует из указаний Б. А. Розенфельда:
http://www.px-pict.com/7/3/1/12/4/2.html
(Рис. 2 на указанной странице)
Еще один из методов решения этой задачи, в котором фигурируют нужные квадраты и прямоугольники, приведен у Д. Д. Мордухай - Болтовского:
http://www.px-pict.com/7/3/1/1/4/2/6/2/29.html
(Черт. 32)

commator в сообщении #1122741 писал(а):
Мы понимаем и даже ломились в ту дверцу ещё в 2010-м:

А я еще раньше (в 1981) не только ломился, но даже в определенной степени и проломился! В том смысле, что придумал одну процедуру для вычисления элементарных функций:
http://www.px-pict.com/9/5/2/3/2/2/1/5.html
В частности, она могла вычислять квадратный корень. Я считаю, что рассмотрение этой процедуры будет вполне уместно в контексте задачи о преобразовании данного прямоугольника в равновеликий ему квадрат.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение16.05.2016, 23:37 
commator в сообщении #1122424 писал(а):
Недурно было бы выяснить, возможны ли чёткие соответствия упомянутым абстракциям в области музыкальных ощущений?
Свободный Художник в сообщении #1124013 писал(а):
Все "резисторы" подразумеваются линейными. Вольт-амперные характеристики некоторых муз. интервалов, интерпретируемых как резисторы, можно посмотреть здесь: http://www.px-pict.com/9/6/8/2/1/1/2/1.html
Но это же материал не из области ощущений, а из области стимулов, где аналогии уже есть, только не те, что у Вас:

Изображение

И в области стимулов музыки нет, потому что её место в области ощущений.

 
 
 
 Re: Сонантометрия или алгебра музыкальной гармонии.
Сообщение17.05.2016, 00:48 
Аватара пользователя
Свободный Художник в сообщении #1002409 писал(а):
Мне почти всё понравилось, только на 22 или 23 секунде на один миг была какая-то неправильность.

 
 
 [ Сообщений: 810 ]  На страницу Пред.  1 ... 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44 ... 54  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group