Ну, есть "правило большого пальца" - "кубометр - килограмм". По которому можно прикинуть объём баллона для данной массы аппарата (общей массы, не грузоподъёмности, скажем, упомянутый "Цеппелин" имел максимальную массу 215 тонн, а нёс до 72 пассажиров и тонну багажа, то есть 6-7 тонн полезной нагрузки, правда, там ещё был многочисленный экипаж, обслуга, питание для пассажиров, в общем, порядка 23 с небольшим тонн всего, а L-59, совершивший в 1917 рекордный перелёт в Африку, куда должен был доставить Леттов-Форбеку 14 тонн боеприпасов, лекарств и прочего, хотя вернулся с полпути, получив фальшивую радиограмму, имел общую массу до 60 тонн, но его предельно облегчили).
А поскольку слишком вытянутая форма невозможна по соображениям прежде всего прочности, далее управляемости, то сечение растёт примерно в степени
Сила сопротивления пропорциональна площади поперечного сечения и квадрату скорости (а мощность двигателей - кубу). Поэтому дирижабль наиболее выгоден на нулевой или близкой к нулевой скорости. Идеальная ниша для него - рекламные полёты, где груз - только краска, которой написаны рекламные тексты на баллоне, а двигаться вовсе не надо, только компенсировать ветровой снос или же медленно ползти над окучиваемыми рекламой. Вторая по рентабельности ниша - экстремальный туризм (тот же Zeppelin NT, который, кстати, вовсе не "цеппелин", в смысле не жёсткой, а полужёсткой системы, летает над Боденским озером и окрестностями по цене от 200 евро за 30 минут до 765 евро за 120 минут полёта), где и малая сравнительно с самолётом скорость, и тихость полёта, и самоё чувство небольшой, но опасности работают на привлекательность такого развлечения. Предлагалось использовать в качестве ретрансляторов или наблюдательных постов, но там
dirigeable, то есть "управляемость" излишня, и где целесообразно - используют привязные аэростаты (на израильской границе или между США и Мексикой). Во время ВМВ американцы использовали для противолодочной обороны, благодаря способности, вися на месте, опустить в воду гидрофоны и магнитометры; вытеснено вертолётами, которые можно базировать на кораблях, после войны - в баллонах размещали антенны радиолокаторов, вынося их таким образом в океан в качестве Дальнего Радио-Локационного Обнаружения (ДРЛО), но к концу 50-х антенны стали компактнее и их размещали на самолётах, дирижабельная программа свёртывалась, и после катастрофы в 1960 году было принято решение отказаться от них, и в 1962 году последний военный дирижабль США совершил последний полёт (часть была распродана в частные руки для рекламного применения; попытки использовать в лесном хозяйстве или в качестве "летающего крана" завершились неудачей, в некоторых случаях и катастрофой).
Что до полёта по воздушным течениям - близ земли они неустойчивы и переменчивы, а на таких высотах, где выявлены стабильные воздушные потоки, дирижабли не летают (рекорд высоты 2003 года - 8200 метров на особо подготовленном рекордном аппарате, этим был побит рекорд 1917 года - 7800 метров на боевой машине, но с аварийным сбросом бомбового груза и балласта для ухода от английских истребителей; вообще же, ввиду падения плотности воздуха с высотой, дирижабли летали на высоте немногих километров, способные подняться на 6 км числились "высотными"). Хотя полёты в струйных течениях использовались для рекордов дальности.