Для аэродинамически несущего корпуса наиболее приемлемым и эффективным может оказаться способ управления пограничным слоем (УПС). Применение системы УПС существенным образом увеличивает коэффициент подъемной силы самолета, что позволяет обеспечить необходимые взлетно-посадочные характеристики.
На поверхности верхней кормовой части корпуса, за поперечным сечением, соответствующим максимальной толщине профиля корпуса, в нескольких поперечных сечениях расположены ячейки системы УПС. Каждая ячейка имеет щель, расположенную по периметру поперечного сечения верхней части корпуса, для вдувания воздуха в пограничный слой. Воздух для этого отбирается либо от компрессора двигателя, либо от другого источника сжатого газа, например, дополнительного компрессора, устанавливаемого на борту. Суммарный эффект увеличения коэффициента подъемной силы будет зависеть от количества ячеек, через щели которых вдувается воздух в пограничный слой, от суммарного массового расхода вдуваемого воздуха, скорости вдуваемых струй и площади поверхности, обдуваемой струями.
Сплошные преимущества
Применение аэродинамически несущего корпуса позволяет существенно увеличить полезный внутренний объем самолета, в несколько раз по сравнению с самолетами классической схемы. Наличие значительных внутренних полезных объемов позволяет без существенных затруднений использовать в качестве горючего сжиженные газы, топливные емкости которых превышают по объему соответствующие емкости с традиционным углеводородным горючим.
Кроме того, такая форма корпуса без существенных затруднений позволяет использовать при взлете и посадке не только шасси колесного (или лыжного) типа, но и взлетно-посадочное устройство, основанное на принципе «воздушной подушки». Это обусловлено наличием относительно большой по размерам плоской поверхности нижней части корпуса.
Такие самолеты смогут летать в режиме экраноплана. При посадке и взлете на водную поверхность можно использовать специальные надувные поплавки, устанавливаемые на нижней плоской поверхности корпуса или придать нижней части корпуса форму лодки (транспортный самолет-амфибия).
В настоящий момент группа разработчиков ведет работу по определению оптимальных аэродинамических и конструктивных характеристик и построению модели для летных испытаний. Все это дает основание надеяться, что в скором времени новый самолет с аэродинамически несущим корпусом можно будет увидеть в полете.
http://www.spblp.ru/ru/magazine/62/41