epros
Я лично был бы уверен, что все это какой-то фокус. Как и подавляющее большинство людей, я думаю.
В чём фокус? Что противник подсматривает записанный нами ход до того, как записать свой? Или что когда записанные ходы раскрываются, то он ловко подсовывает вместо своего ранее записанного хода другой? Давайте считать, что мы это всё в состоянии проверить.
Это какие-то бессмысленные словосочетания
Ну почему же? Иметь уверенность в существовании того, чего нет - это совершенно по человечески, и очень даже понятно.
Рассуждать о всепробивающем снаряде, попадающем в непробиваемую стену - это тоже очень по человечески. Однако смысла в этих рассуждениях немного.
Если записать на бумажке прогноз действий человека, и он постфактум совпадет с его фактическим поведением, то это сильный довод в пользу отсутствия свободы выбора. Но заставит ли такой результат отказаться от веры в такую свободу? Пожалуй, нет. Вообще непонятно, как от нее отказаться.
Я вообще не понимаю, что значит от свободы воли "отказаться". Имеется в виду, что ли, что мы должны опубликовать алгоритм наших действий, предполагающий определённую реакцию на любое входное воздействие, и поклясться всегда ему следовать?
А то, что некто слишком хорошо предсказывал все наши действия в прошлом, вряд ли заставит нас от чего-то отказаться.
Что за "незаданность при детерминизме"?
Если есть детерминизм, то всё наше поведение в
гипотетическом смысле можно было бы предсказать ещё в момент рождения Вселенной.
И что при этом Вашем "гипотетическом" детерминизме есть такое "незаданность"?
По моим понятиям, предсказание либо есть, либо его нет. Если оно есть, то можете назвать это "детерминизмом", но тогда непонятно, в чём "незаданность". А если предсказания нет или оно "может быть гипотетически", то "незаданности" сколько угодно, но детерминизма никакого нет, а есть только одни фантазии о возможности детерминизма.
В то же время кажется невероятным, чтобы начальные настройки Вселенной были настолько точными, что привели к появлению таких сложных объектов, как мы. Однако точных настроек не нужно, начальные условия можно задать грубо, сложные объекты всё равно появятся. Почему не нужно, какие явления природы позволяют обходиться без точных настроек, я тоже написал. Это самоорганизация, хаос, аттракторы и т.д. - все эти явления работают в детерминированном мире, и они же являются физическим основанием для появления сложноорганизованных объектов, в том числе человека.
Поэтому если хотите доказать мою неправоту, возразите более чётко. Чувствительность к начальным условиям сочетается с детерминизмом?
Я уже достаточно чётко отвечал, что эти Ваши рассуждения - чистые спекуляции и ни на чём не основаны. Я могу сколько угодно рассуждать о том, что если достаточно интенсивно взбалтывать раствор аминокислот, то в нём непременно возникнет жизнь, из которой потом непременно разовьётся "нечто вроде" человека. Но надёжных доводов ни за, ни против не существует.
Нет, не опровергаются. Учтите в предсказании обучение и всё. Просто в случае человека это невозможно, причину я написал.
Какое обучение? Предсказание поведения либо есть, либо его нет. Если оно есть, то что-то мешает Вам поступить наперекор? Нет? Так это и есть свобода воли. А если предсказания поведения нет, а есть только Ваши фантазии о том, что оно "в принципе может быть", то и все Ваши возражения против наличия свободной воли - фантазии.
А я вот не знаю, что такое "возможные миры".
Possible world. И чтобы далеко не ходить -
impossible world.
Да знаком я со всеми этими рассуждизмами, но понятнее от этого не стало. Вся эта семантика, по-моему, это просто продукт фантазии людей, некоторые из которых, следует признать, весьма серьёзные математики. Математикам свойственно изобретать фантастические вещи, но это ни в коей мере не означает, что эти вещи где-то в каком-то смысле существуют. Даже в головах самих этих математиков вряд ли существует что-то, кроме веры в то, что они вообразили нечто, имеющее смысл, вот только доказать, что смысл действительно имеется, практически невозможно.