А у меня есть два вопроса касающихся объективизации понятий:
1. Как наблюдая за поведением объекта определить, действует ли он целенаправленно?
2. Как наблюдая за поведением объекта определить, обладает ли он свободой воли?
1. Целенаправленность - это всего лишь один из типов поведения. Я навскидку могу назвать ещё несколько разных типов поведения, не относящихся к целенаправленному. Так что наличие свободной воли ещё не означает целенаправленность.
2. Я не знаю, как можно это определить посредством чисто внешних наблюдений. Наверное, всё же придётся прибегать к опросам подозреваемого. Даже если он не заинтересован в раскрытии истины, существуют методы, заставляющие его "расколоться" (я сейчас не о том, о чём Вы подумали, а о подлавливании на противоречиях и тому подобном). В конце концов, экспертиза же как-то определяет вменяемость и разоблачает симулянтов.
И полагаю, что то, что мы называем свободой воли можно объяснить незнанием алгоритмов поведения и наличием случайностей.
Я не вижу, что тут ещё нужно объяснять. Вы правы в том, что:
Оно [понятие о свободе воли] основано на самоощущениях
Наличие свободной воли признаётся тогда и только тогда, когда есть самоощущение собственного выбора решения из множества возможных. Если произошло непроизвольное отдёргивание руки при касании горячего предмета, то это не будет признано результатом применения свободной воли, хотя рука-то наша собственная.
-- Сб фев 08, 2025 12:43:06 --Почему Вы не берёте в расчёт, что это может быть иллюзия?
Я даже знаю о нейрофизиологических исследованиях, которые показывают, что осознание человеком собственного выбора запаздывает по отношению к самому действию. Тем не менее, это никак не отменяет вышесказанного: Если непроизвольное отдёргивание руки от горячего предмета никто не посчитает проявлением свободной воли, то отрицать, что протянули-то руку Вы по собственной воле, довольно глупо.
Вот Вы это и ощущаете. А свободы нет, и она не нужна.
Ваш вывод никак не следует из предшествующих рассуждений. Свобода - это и есть ощущение. Имеется ощущение, значит имеется и свобода. Можете не рассказывать мне, что у меня нет свободы решать сейчас, отвечать Вам или нет, что всё это предопределено какими-то процессами в моём мозге. Я просто знаю, что мог бы Вам и не отвечать, но проявил свободную волю.
"НЕ заданность всех наших мыслей в точности ещё в момент рождения Вселенной" означает лишь то, что можно как угодно перемешать условные атомы в момент рождения Вслеленной, и всё равно возникнут звёзды, планеты и камни на них, просто всё это будет немного не такое, как сейчас. Точно так же возникнет жизнь, но тоже не в точности такая же, как сейчас. То есть незаданность означает, что начальные условия можно задать грубо, мир от этого сильно не поменяется. И если так, то в смысле заданности мы ничем не отличаемся от камней. Со всеми вытекающими для свободы воли.
Вы сейчас прибегаете к совершенно спекулятивным, ни на чём не основанным рассуждениям.
Да, так и рассматриваю. Но юридические вопросы предлагаю сейчас оставить.
Это не юридические вопросы. С наличием свободной воли связана, например, противоречивость машины времени. Если исходить только из модели детерминированного автомата, то никакой противоречивости машины времени не получится: применяете
принцип самосогласованности Новикова и все дела.
Тем не менее, это не отменяет
парадокса убитого дедушки. Суть тут в том, что решение убить дедушку является проявлением свободной воли путешественника во времени, решившего таким образом проверить, что его машина времени действительно работает. Принцип Новикова говорит, что этому якобы должно постоянно что-то мешать: то ли нога не вовремя подвернётся, то ли топор из рук выскользнет. В общем - смехотворные отмазки, не имеющие ничего общего с обычно наблюдаемым нормальным порядком событий.