Дело в том что этот эмпиризм (вернее эти эмпиризмы) не совсем то чем пользуется сегодня наука. Эмпиризм времён Декарта рациональность считает плохим инструментом познания. А современное естествознание невозможно без рационального осмысления и в частности без активного внедрения математических моделей.
Ну разумеется, методы мы отшлифовали. Но рациональное осмысление и математические модели использовали и Кеплер, и Галилей.
Мы бы ничего не построили без Декарта, без Декарта в современном мире не было бы теорий.
Да он не первый рацио-то прославлял. И вы хотите сказать, что без Декарта не было бы, скажем, Лейбница? Был бы.
А ориентацию на математическое описание мира ввёл именно Декарт.
После Кеплера и Галилея, после, страшно сказать, Пифагора и Архимеда?
Вы из Декарта какой-то культ личности возводите. Не надо столь преувеличивать роль одной личности... :-) Историческое развитие всё-таки более плавное, крупные заслуги в основном принадлежат многим людям.
Это ведь довод из другой оперы и рацио там другое. Мы ведь обсуждаем гносеологический вопрос, а схоластике просто нет дела до вопросов познания мира.
Схоластике вполне было дело до гносеологии, которая не сводится к познанию одного только мира. Есть ещё познание Бога, познание себя, познание других людей... Познание мира не было в те времена выделено в отдельную отрасль, оно - "натуральная философия" - было всего лишь ветвью познания вообще.
Т.е. мы-то обсуждаем способы изучения мира, решаем можно ли доверять рацио или нашим чувствам в деле познания объективного мира. Но для схоластики этих вопросов просто нет. Там гуманитарный уклон, изучающий человека, пути спасения, доказательства Бога. А истина? Вопрос что есть истина, заменяется на вопрос кто есть истина и за один ход разрешается с безапеляционной однозначностью "истина есть Бог". Вопрос немедленно превращается в ответ. Да и образ мышления не столько математичен, сколько юридичен, формальнологичен.
Зря вы так о схоластике. Схоластика много и обширно работала над вопросом, как найти истину, когда нельзя напрямую сослаться на Священное Писание. И выработала для этого множество инструментов, которыми мы пользуемся и сегодня, не поминая авторов с благодарностью. Например, допущение, рассуждение от противного, беспристрастное рассмотрение, сопоставление гипотез, метод "при прочих равных", и т. п. - предтечи современных матлогики и аксиоматического подхода. Да, в юриспруденцию это тоже вошло, но это не недостаток всех этих достижений.
Кеплер нашёл эмпирический закон. Но Ньютон построил математическую теорию, подтверждённую опытом. Разница чудовищная.
Вы совершенно не в курсе того, что совершил Кеплер. Почитайте. Его отличия от Ньютона - только в том, что у Кеплера модель была кинематическая, а у Ньютона - динамическая. И Ньютон совершил обобщение, на которое до него никто в механике не решался. Но низводить достижения Кеплера это не повод.
Современное естествознание из состояния беременности в состояние рождения перешло в точке Ньютона.
То вы Декарта превозносили, теперь Ньютона. Почитайте про их предшественников - и вы увидите многое из того, что приписываете им. Да, зачастую в сыром виде. Но роль Ньютона скорее в том, что он собрал всё в один учебник, а не в том, что он что-то начал. Великий систематизатор, он и в механике свёл всё в одну систему, и в матанализе, но не он всё это изобрёл (некоторые элементы - он, безусловно).
В этой точке теория и эмпирика стали работать вместе.
Они у Галилея и Кеплера начали работать вместе.
Мне кажется вы совершенно неверно разводите эти два подхода. Выброси одно и современный мир был бы совсем другим.
Я такого никогда не произносил. Но в естественных науках эмпирика - впереди. Этого у неё отнять нельзя. А в математике - наоборот, впереди рацио.
Не забывайте что индукция это предположительная посылка. Это вечное МОЖЕТ БЫТЬ, вечное ВОЗМОЖНО, обязательно необходимое сомнение. Где же тут истина?
А я не бросаюсь такими словами, как "истина". Истина окончательная недостижима - ну и чёрт с ней. Зато есть знание - рабочая гипотеза. И в её получении индукция главный инструмент.
Ну так вы сейчас ровным счётом ставите ту самую задачу которую я прописал для науки: строить работающие модели мира и не заниматься вопросами объективности, реальности и истинности.
Он, видите ли, прописал :-) Эту задачу для науки поставили не вы, и не я. Вот только не быть в курсе о вопросах объективности, реальности и истинность для науки противопоказано. Ей полезно знать, что такое "работающая модель мира".
...а вообще философия мне кажется очень важной вещью...
Не преувеличивайте. Эти вопросы заслуживают только того, чтобы разок на них потратить время, а потом работать, преисполнившись уверенности в себе. Примерно как чистописание - раз освоив, более уже не заморачиваться (если только почерк не испортится).