"странно, этот сундук трудно поднять, его также было трудно поднять в прошлый раз, и в позапрошлый, и в позапозапрошлый... и, помнится, не только сундук бывало трудно поднять. К чему бы это?"
Это пример высказывания более общего, чем моё первое ("Вчера мне было трудно поднять этот сундук"), но менее общего (по крайней мере, в части сундука), чем моё второе высказывание ("Этот сундук - тяжёлый, поднять его всегда непросто"). И что? Где тут именно переход от просто "описания" к "объяснению"? Когда появляется квантор всеобщности что ли?
В тот момент, когда мы осознаем, что некоторые вещи бывали тяжелыми, никакого объяснения по умолчанию не возникает, мы описываем явление, которое наблюдали, но на этом этапе уже возможно создать термин и связать с ним некоторый физический смысл
Угу, возникает понятие о свойстве предметов "быть тяжёлыми". При этом понятие уже в чём-то не тождественно непосредственному восприятию (непосредственно воспринимается тот факт, что "трудно поднять", а это может быть связано, например, и с тем, что сундук прибит к полу). С другой стороны, до понятия
какого бы то ни было "тяготения" тут ещё ох как далеко.
Этого вполне достаточно, чтобы в научном сообществе начало формироваться представление о тяготении.
"Начало формироваться" - этого недостаточно, должно быть "определённо сформировано".
Как я уже говорил, на этом этапе существует и масса совершенно других представлений. В частности, представление о том, что стремление предметов вниз определяется их "низменной природой", было весьма распространено. А то, что таких предметов "большинство" объяснялось тем, что предметы материального мира большей частью имеют "низменную природу". Относить все подобные альтернативные представления к понятию тяготения было бы оооочень странно...
С такми подходом можно назвать теоретизированием уже тот факт, что мы, в числе прочего, обратили внимание на вес сундука, даже если всего один раз попытались его поднять.
Ну и что в этом особенного? "Обратили внимание" - это уже акт сознания. Если Вы обратили внимание на вес сундука, значит уже сможете внятно об этом кому-то рассказать. Это уже нечто большее, чем непосредственное восприятие ("
почувствовать, что трудно поднимать"). Вот непосредственное восприятие - акт вполне бессознательный. Вы можете уронить сундук себе на ногу, потому что неожиданно "почувствовали, что его трудно поднять", но при этом так и не успеете о чём-либо подумать, т.е. не сформируете никаких представлений.
Чувствуете, к чему я подвожу? К тому, что "теоретизирование" = "акт сознания".
это явно не первое, что ассоциируется у присутствующих со словом "теория"
Ассоциации могут быть разными. Можно понимать теории и в узком смысле - как нечто, изложенное в учебниках, причём авторами, не иначе как с научными степенями. Это нормально, содержание любого понятия зависимо от контекста. Но в данном случае более широко употребительный смысл понятия теории (тот смысл, в котором обычно в ответ на какие-то рассуждения говорят: "Это всё теория, а реальность такова...") является более адекватным. Знаете почему? Потому что мы обсуждали его в контексте вопроса "как определяются физические понятия". И в этом контексте предлагаемое Вами понятие теории приводит к выводам, что физические понятия неясно каким образом зарождаются в головах физиков под действием непосредственного рассмотрения экспериментальных фактов. Непродуктивнная точка зрения. Получается, что то ли интуиция у физиков устроена как-то иначе, чем у простых людей (врождённая способность "быть физиком"?), то ли на тех, кто назвался физиком, нисходит божественное озарение, в результате чего у него в голове совокупности экспериментальных фактов сразу складываются в физические понятия. В общем, по-сути Вы пытаетесь доказать, что физические понятия складываются "неведомым образом". А я пытаюсь доказать, что механизм возникновения физических понятий существует и может быть проанализирован и понят. Этот механизм называется "мышление" или "активность сознания". И при попытке проанализировать этот механизм мы можем увидеть, что он описывается
ровно так же, как процесс создания теории, "теоретизирование". И не надо смущаться тем, что некоторые теории оказываются слабо формализованными или говорят о "слишком частных" вещах.
возможно и правильные, но совершенно бесполезные вещи
"Возможно и правильные" - это уже хорошо. А полезность могу продемонстрировать хотя бы на этом:
вред [подхода epros] уже очевиден: вам просто попытались объяснить, что представления о тяготении начали формироваться до теории Ньютона и ОТО и могли бы существовать без них, хотя и в другом виде
Здесь Вы демонстрируете непонимание того, что:
1) "Начали формироваться" и "сформировались" - это разные вещи. Возможно, что какие-то представления о тяготении приходили в голову и пещерному человеку, однако человечество их не усвоило, забыло о них на тысячелетия, и пользовалось
совсем другими понятиями, имеющими отношение к весу и к падению тел (про движение небесных тел я уж не говорю).
2) "Могли бы существовать без них, хотя и в другом виде" - означает другие формулировки, которые мы бы получили в ответ на вопрос "что такое тяготение". А формулировки - это совокупность утверждений, т.е. продукт сознания, а не совокупности экспериментов самой по себе.
Т.е. Вы усиленно стараетесь не увидеть субъективной составляющей в физических понятиях, искусственно пытаясь объективизировать их, сославшись на их непосредственное происхождение от эксперимента, якобы минующее мыслительный процесс. А это значит, что при попытке новой теории пересмотреть или хотя бы уточнить содержание физического понятия Вы будете насмерть биться против этого, аргументируя свою позицию "объективностью" физического понятия. Такая позиция способна убить любой прогресс в науке. Разве избавиться от неё - это не "польза"?