я просто обращаю внимание на то, что объектом наблюдения не обязан быть один предмет.
таким образом мы можем обратить заметить некоторое явление, не сделав никаких предположений.
Вы уже сделали предположение, что наблюдаемое Вами - "явление" (а не иллюзия) и что это явление
одно (хотя наблюдений много).
на данном этапе его физический смысл состоит в том, что такие предметы трудно поднять
Это верно. Только хочу заметить, что "свойство" - это теоретическая категория. Нам даже известен способ его формализации в математической логике (исчислении предикатов) - формулой с одной свободной объектной переменной.
Почему "определенно"? Достаточно того, что оно хотя бы в какой-то мере сформируется.
В какой именно степени должно сформироваться? Я полагаю, что правильно говорить о существовании понятия в науке только тогда, когда оно уже вполне общепринято, т.е. есть достаточные гарантии того, что люди говорят об одном и том же. А если один подразумевает под тяготением свойство низменных предметов падать к центру мира, другой - притяжение всеми предметами друг друга, а третий относит к тяготению и ту силу, которую испытывает на себе космонавт в ускоренно движущейся ракете, то вряд ли взаимопонимание налицо.
А вообще, можно обойтись и без "низменной природы", достаточно утверждения о том, что все тела на Земле в той или иной мере стремятся сместиться вниз - до уровня теории Ньютона такое обобщение не дотягивает, но это уже не просто наблюдения.
Это Вы можете обойтись, а для средневекового перипатетика "низменность" и наличие "центра мира", к которому стремится всё низменное, являются существенными составляющими его представления о тяготении. Разумеется, это уже не просто наблюдения - средневековые перипатетики тоже умели создавать какие-то теоретические представления. Однако они довольно сильно отличаются от тех же Ньютоновских.
Вы конечно правы, только эти соображения никак не помогут правильно обобщить опыт и построить теорию. Для физики важно как раз то, что работа нашего сознания в какой-то мере соответствует действительности.
Я полагаю, что как раз подобные соображения и могут помочь "правильно" обобщить опыт.
Сам по себе опыт не обобщится, это уж точно. И то, что не обобщилось, скорее всего вообще будет забыто, т.е. через некоторое время уже невозможно будет установить, что такой опыт был. А как "правильно"? Согласитесь, что ответ: "Как было до сих пор, так и правильно", - не является конструктивным. Так у нас вообще не останется стимулов для того, чтобы улучшить свои представления. Есть какие-то общие соображения относительно того, что вот так обобщать - слишком коряво, а вот так - просто и красиво. Эти соображения тоже нужно обдумывать и обсуждать, а не надеяться на то, что способы обобщения сами по себе свалятся нам на голову. Например, следует ли обобщать таким образом, чтобы силы Кориолиса были отнесены к гравитации? Есть доводы за и против, а как "правильно"? Попытки ответа на этот вопрос как раз и являются теоретизированием, т.е. активностью сознания. И результатом будет некая теория, неким образом определяющая гравитацию. И, между прочим, Ваш перечень наблюдений, относящихся к проявлению предметами свойства "тяжести", тоже является способом обобщения. Вы ведь почему-то не отнесли прибитый к полу сундук или летающие воздушные шары к "явлениям гравитации"...
Соответствие действительности конечно же важно (и не только для физики). Но нельзя требовать от теорий прямо-таки изначального и абсолютного соответствия действительности - чтобы они выводились непосредственно из эксперимента и "ни шагу в сторону". Теоретические соображения всегда содержат в себе элемент предполагаемого, именно поэтому теории всегда нужно проверять.
Непродуктивно постоянно держать в уме, что все утверждения, с которыми мы имеем дело, не соответствуют действительности.
Не понял проблему. Всё, что Вы можете утверждать, соответствует действительности лишь в определённом контексте. Например, если Вы скажете, что "в пренебрежении силами трения все предметы падают с одинаковыми ускорениями", то это будет соответствовать действительности только в контексте падения у поверхности Земли. У поверхности Луны ускорение будет другим. Потому что действительность - она очень многообразна, а теории имеют дело с законченными общими утверждениями. Но это же не сбивает нас с толку, поскольку мы примерно знаем сферы применения своих теорий.
я просто сообщаю, что этот процесс пока что не удалось описать формально и искуственно воспроизвести
На счёт "формально", может быть Вы и правы, однако полунеформально научный процесс неплохо описывается, а уж воспроизводится он (по результатам обучения нового поколения научных работников) и вовсе замечательно.
мне очень сложно представить, как вы будете описывать механизм преобразования наблюдений в высказывания. Может стоит начать механизацию с описания деятельности математиков?
Почему нужно математиков выделять в особый класс?
Что касается "механизма преобразования наблюдений в высказывания", то ... гхм ... это не совсем то, что я предлагаю описывать. Я бы сказал, что это опять заход не с той стороны. Нет никакого "преобразования наблюдений в высказывания", то бишь наблюдения сами по себе (без
активной работы сознания) ни во что не преобразуются. "Активность" работы сознания заключается в том, что оно само выбирает себе предмет для размышлений, а отнюдь не запускается автоматически неким фактом наблюдения. Можно "смотреть, но не видеть" - это значит, что наблюдаемое Вас не заинтересовало, Ваши мысли поглощены совсем другим предметом, а о наблюдаемом сейчас Вы через пять секунд просто-напросто забудете...
На начальном этапе представление уже существует, то есть в какой-то мере сформировалось.
Хомо сапиенс (не считая младенцев), пожалуй, тем и отличается от улитки, что у него всегда есть
какие-то представления. Очевидно, что они и у пещерных людей были. Вот только это
совсем другие представления. Иногда настолько другие, что даже сравнить сложно.
я просто не называю результаты наблюдений теориями
Хе-хе, я тоже не называю. Мигрень, например, будучи "результатом наблюдения", на теорию явно не тянет.
Теории - это описания чего-то, в том числе - наблюдений.