Ну, если это только лишь теория, то что тогда не теория? Тогда и то, что мы реально существуем, тоже всего лишь теория.
Разумеется всё наши рассуждения о чём бы то ни было (в том числе и о собственном существовании) - это теории. Но есть некоторый уровень непосредственного восприятия (или действия), на котором рассуждения заканчиваются. Вот там и лежит реальность. Чёткую границу вряд ли можно определить, потому что она зависима от конкретной ситуации. Когда я смотрю на чашку, я не задумываюсь о том, как фотоны отражаются от её поверхности, как попадают мне на сетчатку и как по моим нервным волокнам бегут сигналы, формирующие образ чашки. Я просто "вижу чашку" - таково непосредственное восприятие. Конечно же, проанализировав ситуацию с точки зрения современных научных представлений, мы поймём, что этот образ на самом деле существует в моём сознании и что его формированию предшествовало множество процессов. Но этот анализ "задним числом" уже не относится к моей текущей интерпретации ситуации, в рамках которой я просто-напросто
принимаю чашку за "реальность".
Надо как-то определиться с тем, что является теорией, а что мы принимаем в качестве истины на данном этапе познания мира.
Только не за "истину", а за "реальность". Не путайте, это не одно и то же. Истина может быть абстрактна, а реальность всегда конкретна.
У Вас не должно возникать проблем с тем, что следует принимать за реальность "на данном этапе познания", ибо Вы, несомненно и так это делаете ежеминутно. В таких ситуациях, как описанная мной выше ситуация с чашкой. Вы видели, как на практике "принимается за реальность" то, что с точки зрения какого-то более глубокого анализа является всего лишь образом в сознании. Тем не менее, это правильно, это так и должно быть. На каком-то этапе более глубокий анализ оказывается бессмысленным, ибо он только мешает действовать (налить в чашку кофе). Так что да, реальность - это то, что
воспринимается как нечто, лежащее "за опытом" (хотя на самом деле это всего лишь образ в сознании). Отсюда распространённая ошибка: возводить эту трактовку ("лежит за опытом") в абсолют. А это неправильно - в реальности ничего абсолютного нет. Сейчас Вы видите чашку, а через минуту поймёте, что это иллюзия, созданная ловким фокусником. Глупо продолжать настаивать на том, что чашка - реальность, только потому, что минуту назад Вы так решили. Точно так же и с "объективными законами", якобы присущими "стоящей за опытом реальности": когда наука пересматривает эти законы, глупо продолжать настаивать на том, что вчерашние законы представляют собой "реальность", а потому не могут быть пересмотрены.
-- Пн окт 04, 2010 16:21:32 --Вот не думал, что на этом форуме мне придется защищать диамат.
Ба, а Вам оно надо? Но такого достаточно
разумного защитника диамата, как Вы, я бы с удовольствием послушал.
Диамат великое достижение человека и есть соединение диалектики Гегеля и материализма Маркса.
Как громко сказано... А по-моему, диалектика как была ещё в Древней Греции "способом ведения споров" (к тому же не вполне честным), так оной и осталась, не более того. "Гениальная" идея Маркса и Энгельса скрестить Гегелевскую диалектику с материализмом - это тот ещё маразм. У Гегеля-то диалектика была органична - таков был с его точки зрения способ интеллектуального саморазвития
разумного Абсолюта. И надо же было додуматься приписать этот "способ ведения спора с самим собой"
неразумной материи.
Вот что писал Маркс :
"Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его." Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 42. С. 263.
Ну конечно, при желании у классиков можно что угодно найти. Только вот такие частные заявления не сделают из философии, основанной на приоритете ценности неразумного начала, оружие интеллектуала. К тому же от заявления попахивает недобросовестной саморекламой: то, что до Маркса философы не ставили себе целей изменить мир, - это явное враньё.
Диалектика разделяет сознание и разум, также как это ранее сделал Спиноза.
Поясните. Я слыхал о различных трактованиях понятий "сознание", "разум", "рассудок", "мышление" и т.п. Некоторые прямо-таки настаивают на том, что всё это - в корне различные вещи. А в чём по-Вашему точка зрения диамата?