2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 16  След.
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 15:12 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
neverland
На самом деле, на первом курсе большая часть усвоить производные/интегралы с нуля не может в принципе, особенно это касается модных экономистов и прочее. Формально даже усвоить правило поиска максимума/минимума функции на отрезке - и то не выходит, и это с пропедевтикой в школе. Причем, увы, преподаватели экономики в вузах ( я говорю про свой, далеко не самый слабый ) не в состоянии сами объяснить, откуда все эти правила максимизации прибыли при наборе каждого дополнительного работника ( сталкивался лично, помню, на экзамене преподаватель ну как-то очень удивилась, что у этого вообще есть доказательство, что это не истина, ниспосланная А. Смитом откуда-то свыше )... и это - с пропедевтикой в школе.

Думаю, если из школы это убрать ( а в вузе все с математикой останется так же, если не хуже, ведь гуманитаризация и десциентификация образования же! ) то они вообще перестанут это понимать. В принципе. Магия, культ карго и заклинания для призыва духа прибыли. Ужели это не мракобесие?

Поэтому мне лично казалось, что геометрически-наглядные понятия производной и интеграла ( с геометрическими же следствиями, вроде теоремы Ролля-Лагранжа ) надо как минимум оставить. В идеале - в 10м-11м классе выходить на уровень достаточно строгого определения и учебника Н.Я. Виленкина, "Алгебра и математический анализ", с пределами и бесконечно малыми. Машинерию из Сканави - напротив, давать пораньше. Элементы дискретной и вычислительной математики ( я отношу сюда школьные комбинаторику, наивную теорию вероятности ) вынести в информатику.

Вообще, курс информатики должен быть математизирован. Почему школьники на информатике чаще всего режутся в кваку/сидят в интернетах и ничего не делают, или напротив, их вынуждают по многу раз делать одну и ту же нудную ерунду вроде создания документов в Ворде? Скажем, полезно бы было давать школьникам определения комбинаторных простейших объектов вместе с
а) заданием написать сюда программку подсчета ( тут можно, например, для сочетания чуть рассказать про треугольник Паскаля и динамическое программирование )
б) индуктивным доказательством верности формул
в) опционально - собственно генерация этих объектов
Замечательно было бы немного рассказать про графы, с простыми теоремами и алгоритмами вроде Дейкстры/ поисков в ширину-глубину. В данном случае очевидна будет польза и от математики, и от программирования. То есть идеальное место для того, чтобы все поняли, что собственно математика используется в реальной жизни, при написании реальных программ имеющих практическое значение для экономики и прочего.



А насчет "креативности" - это да, этот перл - один на миллион дебилзмов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 15:46 
Аватара пользователя


29/10/09
111
id
Вы правы и про обучение экономистов, и учебник Виленкина хороший. Но! Предложенная вами программа годится либо для классов с углубленным изучением математики, либо для тех, кому математика понадобится в вузе. В современных же реалиях ЕГЭ программа должна быть примерно одинаковой (ничего не попишешь -- математику всем сдавать). Получается, все на совести конкретного учителя.
Касательно информатики... Это просто тихий ужас (по крайней мере во многих регионах). Уровень выпускников разнится в десятки раз. На выходе часто получаются ковыряющие в носу пользователи Word, ни разу не написавшие ни одной нормальной программы. Учителям чаще легче подольше "посидеть" на содержательной линии "информационные технологии", чем заниматься алгоритмизацией или моделированием. Тут много вопрос и к учебникам, и к обучению самих учителей т.е., возвращая к теме к пед образованию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 16:18 
Заслуженный участник


05/06/08
1097
Боюсь, что предлагаемые фурсенковские альтернативы ( "вышка" в школе убивает креативность, зато ОБЖ, уроки талейрантности и ОПК ее питают и подкрепляют! :twisted: ) не в пример вреднее бы были. Фактически - ( если я правильно понял идею выкидывания вышки ) это устранение всей содержательной части курса "алгебры". Что остается кроме этого? Простая машинерия, раскрывание скобок, без какого-либо мостика к реальному миру с задачами оптимизации чего-то там... Был тут один бузинесс-кадр, его выводило из себя то, что в школе учат решать квадратные уравнения.

Так что думаю единственное реально полезное ( и возможное в сегодняшних реалиях ) направление развития матобразования в школе - это примерно то, о чем мечтал бы я. Без совершенно невероятных затей вроде рассказов обычным школьникам о топологии, группах и доказательстве ОТА через индексы векторных полей и теорему Руше для многочленов / гомотопии.

От этого была бы весомая польза. Разгрузка большей части первокурсников ( большей части математику все-таки рассказывают, и именно на нее нужно ориентироваться, если мечтать о технологиях и инновациях ) от действительно сложного в первый раз курса матана, например.

К вопросу о педвузах это возвращает, да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 16:28 
Аватара пользователя


29/10/09
111
Да все верно, и ребятам из разных гуманитарно-исторически-юридических классов будет полезно изучение высшей математики в школе (есть замечательные учебники, очень интересные). Теперь вопрос: получается, что школам специально навязывают упрощенные схемы обучения. Зачем? Ну как-то не верится, что государство (как многие сегодня говорят) всерьез вознамерилось изжить всех "думающих" граждан :roll: . Просто очень хочется видеть логику в действиях, а ее нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 21:27 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
Alexandr в сообщении #265656 писал(а):
Мне как-то больше нравится осознавать всю глубину книг: "Педагогические статьи" авт. А. Я. Хинчин, "Механика и прикладная математика. Логика и особенности приложений математики" авт. Блехман И. И., Мышкис А. Д., Пановко Я. Г. , "Механика деформируемого твердого тела: Современные концепции, ошибки и парадоксы" (в книге затрагиваются и вопросы преподавания) авт. Пановко Я. Г. , "Мысли о современной математике и ее изучении" авт. Кудрявцев Л. Д., "Урожаи и посевы" авт. Гротендик. Список можно продолжить.
В этих книгах больше пищи для размышлений, чем в некоторых речах и выступлениях.
Я бы добавил сюда еще методические книжки Пойа. Правда, первая из них, "Как решать задачу" кажется мне слишком назидательной. А вот "Математическое открытие", IMHO, блестящая книжка (недаром большинство методистов ее не любят). Есть еще "Математика и правдоподобные рассуждения", но я читал ее только по диагонали (но главная диагональ мне безусловно понравилась! :) )

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 21:37 
Аватара пользователя


29/10/09
111
VAL в сообщении #265800 писал(а):
А вот "Математическое открытие", IMHO, блестящая книжка (недаром большинство методистов ее не любят).

Книга замечательная и задачи очень интересные. ИМХО, одна из немногих удачных попыток проникнуть в психологию поиска решения математической задачи. А не любят ее некоторые методисты, педагоги и проч. за лозунг "Преподавание -- не наука, преподавание -- искусство".

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение27.11.2009, 22:44 
Заслуженный участник


27/06/08
4062
Волгоград
neverland в сообщении #265806 писал(а):
VAL в сообщении #265800 писал(а):
А вот "Математическое открытие", IMHO, блестящая книжка (недаром большинство методистов ее не любят).

Книга замечательная и задачи очень интересные. ИМХО, одна из немногих удачных попыток проникнуть в психологию поиска решения математической задачи.
Самая удачная (из тех, с которыми я знаком).
Цитата:
А не любят ее некоторые методисты, педагоги и проч. за лозунг "Преподавание -- не наука, преподавание -- искусство".
Конечно!
Я рассчитывал, на вопрос "Почему?", но Вы сразу дали ответ, нарушив мои планы :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 01:24 


17/11/09
82
1. К вопросу о том, надо ли быть оптимистом. Для меня очевидно, что при определённых профессиональных действиях системного характера со стороны педсообщества и власти выбраться из сложившейся ситуации возможно. Но при этом вопрос о самой возможности этих самых "профессиональных действиях системного характера со стороны педсообщества и власти" остаётся открытым. Абсолютно ясно, что постым увеличением зарплат педагогам тут не помочь, что доказано в Москве. На данный момент это привело только к тому, что в Москву экономическими течениями был заброшен в ОСНОВНОМ учительский планктон из других областей, работа которого вызывает большие сомнения у всех, кроме деятелей московского департамента образования ("Будем платить всё больше, несмотря ни на что..."). При этом молодым и энергичным педагогам (а такие в малом количестве, но есть) из числа коренного населения Москвы и области не пробиться (о чём свидетельствуют многочисленные форумы). 90-е годы отрезали от системы образования лучший кадровый резерв, "цвет педагогической нации": многие талантливые и очень образованные педагоги были вынуждены уйти из профессии, в данный момент они работают не по специальности, некоторые из них уехали в США/Израиль/Германию. Лучшие (объективно) выпускники пединститутов 90-х годов в систему образования вообще не пошли. Те единицы из лучших, что всё же в 90-е в школе остались, были предпенсионного возраста и кормились подачками Сороса (они позволили им тогда выжить). Осталась в профессии серая масса (не очень плохие и не очень хорошие).

-- Сб ноя 28, 2009 02:03:41 --

Чтобы поддерживать свой профессиональный уровень, этой средней массе надо было хотя бы не деградировать. Но не тут-то было: число "средних" педагогов с московской пропиской в стало ещё быстрее убывать, и вот тогда... Тогда з/п московским учителям значит. увеличили. Это было приманкой для гастролёров (с психологией "нынче здесь, завтра там"). Они внесли весомый вклад в снижение уровня преподавания в Москве, снизили планку для той средней массы, о которой я говорил выше ("Зачем я буду стараться за свою, уже пусть и увеличенную, зарплату, если периферийному планктону платят столько же, работает он хуже, и все при этом делают вид, что их это устраивает"). Так у нас стало ещё хуже. Вывод: если мера носит не системный, а "симптоматический характер", то она вредна.
2. Я говорил не о том, что сейчас вообще все дети умные, а раньше были глупыми. Я говорил о том, что СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЫНЕШНИХ ДЕТЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ НЕПЛОХИ. К сожалению, НЕПЛОХИМИ СТАРТОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ВСЁ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.
3. Про Фурсенко умолчу. Чего в действиях властей больше - целенаправленного вредительства или простого незнания ситуации и бардака - я не знаю. Сейчас во власти мало профессионалов, а в основном знакомые.
4. Вы опять скатываетесь к обсуждению конкретных действий в отношении преподавания математики, так вами любимой, не разобравшись в истоках образовательного коллапса и путях его преодоления.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 02:50 


17/11/09
82
Т.е. вы пренебрегаете профессиональным алгоритмом "факты - обсуждение - вывод - конкретика" ( а так допускается делать учителю ИЗО, а не математики и информатики). При всём моём ИСТИННОМ уважении к математике, но если сейчас сюда войдёт учитель литературы, он расскажет нам всем о важности гуманитаризации образования, ненужности математики и о том, что он предлагает изучать в рамках школьной программы "нетленное произведение В. Ерофеева "Москва-Петушки" с 5 класса... Это забавно, но насколько это было бы информативным в рамках данной темы? Может тогда лучше эти разговоры о математики вести в рамках темы о методологии преподавания математики?
5. Я очень негативно отношусь к взятому в 90-е курсу на гуманитаризацию образования. Прежде всего потому, что под этой вывеской растоптали физику, химию, даже биологию. Т.е. с этими словами реально уничтожались основы некоторых школьных предметов. Во-вторых, математика дисциплинирует школьников и учит более строго мыслить, выступает в роли основы для таких глубоких предметов, как физика и химия, в роли основы для дальнейшего высшего (или невысшего) профессионального образования. В-третьих, гуманитаризация образования неприемлема уже хотя бы с позиций нынешнего высшего руководства страны, которые постоянно трещат о технологическом прорыве, нанотехнологиях, современных видов вооружения... ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ЭТОГО - СИЛЬНАЯ ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА (и уже потом ХИМИЯ с БИОЛОГИЕЙ), СИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗАХ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ И ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (и уже потом по естественно-научным). Нанороботов и космические ракеты гуманитарии не рассчитывают!

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 02:57 
Экс-модератор
Аватара пользователя


11/07/08
1169
Frankfurt

(Оффтоп)

id в сообщении #265708 писал(а):
помню, на экзамене преподаватель ну как-то очень удивилась, что у этого вообще есть доказательство, что это не истина, ниспосланная А. Смитом откуда-то свыше

Дорогой, id! Даже не пытаясь защитить тех, кто в моей защите не нуждается, должен Вам сообщить, что слова "закон", "закономерность", и "теорема" (на этом месте принято сокрушаться и посыпать голову) в социальных науках имеют другое значение нежели в математике.

P.S. Это совершенно ортогонально дискуссии, и вызвано приступом эмпатии к Вашему преподавателю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 13:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/08/06
3128
Уфа
id писал(а):
Цитата:
Вот и получается: дети с каждым годом всё УМНЕЕ,
Это кстати неправда, имхо...
Да и про заточенность под бузинесс... уж не знаю, откуда здесь взяться уму, пригодному под физ-мат-прог задачи?

Такому уму, конечно, неоткуда взяться. Однако ум --- он от слова "уметь", а уметь можно разное. Один умеет решать физ-мат-прог задачи. Другой умеет строить баню. Третий умеет впаривать покупателю товар. Четвёртый --- охмурять лица противоположного полу. Они все умные, но по-разному. Кто-то не может назвать человека умным, если тот не в состоянии освоить курс алгебраической геометрии. Кто-то другой совершенно искренне недоумевает: "Если ты такой умный (=умеешь зарабатывать деньги), то почему такой бедный?".
Конечно, ум, искушённый в поиске и устранении логических противоречий в высказываниях, будет убивать "креативность", которая, наоборот, искусно скрывает логические противоречия на пути к единственно верному выводу: "Вам просто необходим этот пылесос!" :)

Вопрос "Какое образование нам нужно?" останется без ответа, пока неясным будет ответ на вопрос "А какие умы нам нужны?". "Способные обеспечить России технологическое лидерство" --- не ответ. Само по себе лидерство никому не нужно. "Способные обеспечить экономический рост" --- слишком расплывчато (вот, например, товарищ Сталин обеспечивал экономический рост за счёт голодной смерти крестьян, а господин Путин --- за счёт инвестиций и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры). Сейчас, вроде отвечают так: "Короче, такие, как в Европе и Америке, чтобы могли там работать". Ну, хоть какой-то конкретный ответ. Из него уже следуют конкретные рекомендации: нужно учить иностранным языкам и западным финансовым и промышленным стандартам, а остальному --- по остаточному принципу :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 13:54 
Аватара пользователя


29/10/09
111
worm2 в сообщении #265920 писал(а):
Вопрос "Какое образование нам нужно?" останется без ответа, пока неясным будет ответ на вопрос "А какие умы нам нужны?". )

Вот! Главный вопрос, действительно именно в этом.
Но не получается ли, что сегодня путаются, как говорит Фромм, понятия "быть" и "иметь"? Или просто уже нет ни какой разницы между тем, что "иметь" образование (школа, ПТУ, ВУЗ-- неважно), и тем, чтобы сделать эти знания частью своего опыта.
Наличие же ума у продавцов пылесосами считаю весьма спорным вопросом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 15:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


09/02/09
2089
Минск, Беларусь
Компетентных преподавателей в школах, увы, мало.

Следует повышать уровень профильной подготовки преподавателей.

В педвузах это будет или нет - не важно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 15:42 
Заслуженный участник


05/06/08
1097

(Оффтоп)

bubu gaga
Совершенно не понял. Такой экономист у меня лично не вызывает доверия. Возможно, он не умеет вообще пользоваться мат. аппаратом при анализе простейших закономерностей... оказавшись наделенным какой-никакой властью над "человескими ресурсами", может наломать дров. Ему можно навешать лапшу на уши, если он не понимает смысл базовых же формул. Ну и так далее.

Поэтому я мне все же не шибко нравится такой уровень математической безграмотности, при том, что это сугубо школьные вещи.


worm2
"Короче, такие, как в Европе и Америке, чтобы могли там работать" - дык там и guest-арбайтеры работают. :) Человеку, который так говорит, можно смело преждложить забросить образование вообще и начать осваивать кирпич-лифтинг. Почему-то все забывают о том, какой был спрос у западных контор на советских прогеров и ученых "естественного" направления сразу после того, как все занавесы окончательно упали, и предлагают тупиковый путь "разговоров об экономике"...

Кстати, я не согласен с тем, что лидерство сейчас не нужно. Сейчас в РФ именно что масштабное отставание, прежде всего по технологиям. ( после чего и идут разговоры о том что Россия не справится, давайте лучше совместно разрабатывать наши месторождения с Китаем, у которого видите-ли эти технологии есть ). Здесь кстати пересечение с "западными промышленными стандартами", и это здравое зерно.
Поэтому мне казалась правильней ориентация именно что на технологии, и никак иначе. Нужны технологии? Ну так и нужно для этого сильное естественно-научное образование.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нужны ли педвузы?
Сообщение28.11.2009, 15:47 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
id в сообщении #265961 писал(а):
guest-арбайтеры

guest-арбайтеров не бывает

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 231 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 16  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group