2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 17  След.
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:48 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
AGu в сообщении #229659 писал(а):
Если это не отождествление, то что?

Это -- изоморфизм плюс последующее переобозначение, оправданное именно изоморфизмом. Надеюсь, на все вопросы ответил?

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:54 
Заслуженный участник


09/05/08
1155
Новосибирск
epros в сообщении #229644 писал(а):
Всё в математике - это "всего лишь сокращённое обозначение" того, что происходит с предметами, которые соответствующей математикой описываются. Стоит это осознать, чтобы не мучиться со всякими "классами эквивалентности", пытаясь впихнуть в математику помимо "обозначений" ещё и какое-то "содержание".
Поверьте, epros, это Вы мучаетесь. :-) Другие же просто наслаждаются свободой (ограниченной формализмом теории множеств или наивным формализмом наивной теории множеств и т.п.).

-- 2009.07.17 17:00 --

epros в сообщении #229644 писал(а):
Например, вот есть такая штука, как арифметика кардиналов. Согласно Вашему подходу, кардинальный номер мы должны понимать как "класс эквивалентности" множеств по отношению "равномощно". Причём, как я понимаю, слово "класс" здесь существенно, ибо "множеством" здесь никак не отделаться. Тут-то мы и выходим за пределы некоторых теоретико-множественных аксиоматик, типа ZFC, и вынуждны сочинять к ним всяческие "расширения" вроде "классов". То бишь, начинаем действовать не по заранее предписанным правилам, а "по понятиям"... Не нравится мне всё это...

При желании с классами можно научиться работать строго формально, не выходя за рамки ZFC. К сожалению, описывать соответствующий формализм у меня сейчас нет времени, но, зная Вашу любовь к синтаксическим играм, почти уверен: Вам, epros, это бы понравилось! :-)

-- 2009.07.17 17:08 --

ewert в сообщении #229661 писал(а):
AGu в сообщении #229659 писал(а):
Если это не отождествление, то что?
Это -- изоморфизм плюс последующее переобозначение, оправданное именно изоморфизмом. Надеюсь, на все вопросы ответил?
Получается, что все Ваши возражения основаны на тонком различии смысла слов «отождествление» и «переобозначение». OK, всюду замените в том моем посте «отождествление» на «переобозначение», я не против. Теперь Вы готовы принять написанное? Или есть еще какие-то слова, которые мы понимаем по-разному?

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 13:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229654 писал(а):
epros в сообщении #229644 писал(а):
Мне непонятны причины, по которым Вы отличаете "равенство" от "эквивалентности". По моим понятиям у нас просто есть значок $=$ для обозначения бинарного отношения,

Как минимум потому, что часто приходится одновременно говорить и о равенстве, и об эквивалентности, причём различая их. Например, при работе с измеримыми функции вполне распространены формулировки типа "эти две функции эквивалентны, хоть и не равны".

А почему бы не говорить о равенстве в разных смыслах, различая их?

ewert в сообщении #229654 писал(а):
epros в сообщении #229644 писал(а):
А я здесь не вижу необходимости упоминать какие-либо классы эквивалентности. В предметной теории есть вся необходимая аксиоматика для того, чтобы доказать равенство $2/3=4/6$,

Ну и как Вы собираетесь это доказывать, если у Вас на этот момент даже и операции деления-то нет?...

Как это нет, на какой момент? Я же Вам говорю о предметной теории, под названием "арифметика рациональных чисел". В ней должны быть необходимые аксиомы для доказательства этого равенства.

ewert в сообщении #229654 писал(а):
epros в сообщении #229644 писал(а):
Кстати, почему "класс"? Раз уж пошла речь о теоретико-множественной терминологии, то что мешает обойтись "множеством"? (Это "каверзный" вопрос. :) )

Так принято. В "наивной" теории множеств, поклонником которой я имею честь состоять, "классы", "множества", "совокупности" и т.п. -- это одно и то же, а выбирается в конкретном случае термин, обеспечивающий бОльшую внятность изложения.

Я слышал, что наивной теории множеств уж точно не существует. По тривиальной причине противоречивости оной.

AGu в сообщении #229662 писал(а):
Поверьте, epros, это Вы мучаетесь. :-) Другие же просто наслаждаются свободой (ограниченной формализмом теории множеств или наивным формализмом наивной теории множеств и т.п.).

Не, не верю. А "неограниченная свобода", с моей колокольни больше похожа на неограниченный полёт фантазии.

AGu в сообщении #229662 писал(а):
При желании с классами можно научиться работать строго формально, не выходя за рамки ZFC. К сожалению, описывать соответствующий формализм у меня сейчас нет времени, но, зная Вашу любовь к синтаксическим играм, почти уверен: Вам, epros, это бы понравилось! :-)

Я догадываюсь что Вы имеете в виду и мне это не кажется ответом. Множества всех множеств не существует, зато можно определить класс всех множеств (что и делает NBG). Но это и значит "расширить теорию". ZFC по определению не говорит ни о чём, кроме множеств. Я понимаю, что это расширение "чисто синтаксическое". Но, по существу, все нормальные расширения являются синтаксическими...

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 13:31 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229670 писал(а):
А почему бы не говорить о равенстве в разных смыслах, различая их?

Но ведь Вы их как раз и не различаете, используя один и тот же значок. Вот если бы Вы использовали какой-нибудь "= с хвостиком", тогда дело другое. Ну так это и есть эквивалентность.

epros в сообщении #229670 писал(а):
Как это нет, на какой момент? Я же Вам говорю о предметной теории, под названием "арифметика рациональных чисел". В ней должны быть необходимые аксиомы для доказательства этого равенства.

Т.е. Вы собираетесь определять рациональные числа, исходя из того, что они уже определены?... Ну-ну.

epros в сообщении #229670 писал(а):
Я слышал, что наивной теории множеств уж точно не существует. По тривиальной причине противоречивости оной.

Ничего-ничего: при минимальной аккуратности вполне существует.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 13:40 
Заслуженный участник


09/05/08
1155
Новосибирск
epros в сообщении #229670 писал(а):
AGu в сообщении #229662 писал(а):
Поверьте, epros, это Вы мучаетесь. :-) Другие же просто наслаждаются свободой (ограниченной формализмом теории множеств или наивным формализмом наивной теории множеств и т.п.).
Не, не верю.
Мне остается лишь пожалеть Вас.
epros писал(а):
А "неограниченная свобода", с моей колокольни больше похожа на неограниченный полёт фантазии.
Заметьте, я не говорил о неограниченной свободе.
epros писал(а):
AGu в сообщении #229662 писал(а):
При желании с классами можно научиться работать строго формально, не выходя за рамки ZFC. К сожалению, описывать соответствующий формализм у меня сейчас нет времени, но, зная Вашу любовь к синтаксическим играм, почти уверен: Вам, epros, это бы понравилось! :-)
Я догадываюсь что Вы имеете в виду и мне это не кажется ответом. Множества всех множеств не существует, зато можно определить класс всех множеств (что и делает NBG). Но это и значит "расширить теорию". ZFC по определению не говорит ни о чём, кроме множеств. Я понимаю, что это расширение "чисто синтаксическое". Но, по существу, все нормальные расширения являются синтаксическими...
На этот раз подвела Вас Ваша телепатия. :-) Я сказал именно то, что хотел сказать, без оговорок. Повторяю:
При желании с классами можно научиться работать строго формально, не выходя за рамки ZFC.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 14:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229675 писал(а):
epros в сообщении #229670 писал(а):
А почему бы не говорить о равенстве в разных смыслах, различая их?

Но ведь Вы их как раз и не различаете, используя один и тот же значок.

По-моему, Вы путаете различение "смыслов" с различением "значков". Значок один, а смысл его зависит от того, внутри он кавычек или нет.

Это элементарно, Ватсон. (с) :)

ewert в сообщении #229675 писал(а):
epros в сообщении #229670 писал(а):
Как это нет, на какой момент? Я же Вам говорю о предметной теории, под названием "арифметика рациональных чисел". В ней должны быть необходимые аксиомы для доказательства этого равенства.

Т.е. Вы собираетесь определять рациональные числа, исходя из того, что они уже определены?... Ну-ну.

Я не "собираюсь определять", я просто утверждаю, что можно записать формальную теорию рациональных чисел, в которой эта строка и аналогичные ей будут теоремами. Теория - это просто набор строк под названием "аксиомы" плюс некоторое количество правил вывода. И никаких Вам рассуждений про "классы эквивалентности" и т. п.

ewert в сообщении #229675 писал(а):
epros в сообщении #229670 писал(а):
Я слышал, что наивной теории множеств уж точно не существует. По тривиальной причине противоречивости оной.

Ничего-ничего: при минимальной аккуратности вполне существует.

Эту аккуратность неплохо было бы предварительно как-то определить.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 14:49 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229698 писал(а):
По-моему, Вы путаете различение "смыслов" с различением "значков". Значок один, а смысл его зависит от того, внутри он кавычек или нет.

Кажется, я Вас понял. Вы хотите сказать, что $f=g$ означает равенство функций, в то время как $f\,\text{ -- уже их эквивалентность.

epros в сообщении #229698 писал(а):
, я просто утверждаю, что можно записать формальную теорию рациональных чисел, в которой эта строка и аналогичные ей будут теоремами.

Никто и не спорит с тем, что рациональные числа можно ввести аксиоматически. Речь совсем о другом -- как их построить, имея в своём распоряжении только средства целочисленной арифметики. Значка "/" среди них нет.

epros в сообщении #229698 писал(а):
Эту аккуратность неплохо было бы предварительно как-то определить

, но необязательно. Достаточно её проявлять.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 15:22 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229703 писал(а):
Кажется, я Вас понял. Вы хотите сказать, что $f=g$ означает равенство функций, в то время как $f\,\text{ -- уже их эквивалентность.

А здесь я Вас не понял. В конструктивном анализе под "функцией" понимается алгоритм, генерирующий значение для любого заданного ему аргумента. Естественно, коды алгоритмов могут быть не равны, но при этом функции будут равны в смысле равенств значений для равных аргументов. Вы предлагаете первое называть "эквивалентностью"? Или второе? Или что?

Я говорил о вот этом примере:
«2/3»=«4/6» - значок равенства вне кавычек - один смысл.
«2/3=4/6» - значок равенства внутри кавычек - другой смысл.

ewert в сообщении #229703 писал(а):
epros в сообщении #229698 писал(а):
, я просто утверждаю, что можно записать формальную теорию рациональных чисел, в которой эта строка и аналогичные ей будут теоремами.

Никто и не спорит с тем, что рациональные числа можно ввести аксиоматически. Речь совсем о другом -- как их построить, имея в своём распоряжении только средства целочисленной арифметики. Значка "/" среди них нет.

Что значит "только средства целочисленной арифметики"? Вы запрещаете нам при формулировке теории рациональных чисел выходить за пределы синтаксиса арифметики Пеано? :shock:
Зачем? Нормальные люди при записи рациональных чисел используют дополнительные значки (типа "/" или горизонтальной черты). Наверное, они не математики, им не приходит в голову создавать себе искусственные синтаксические ограничения. :)

ewert в сообщении #229703 писал(а):
epros в сообщении #229698 писал(а):
Эту аккуратность неплохо было бы предварительно как-то определить

, но необязательно. Достаточно её проявлять.

Чтобы быть уверенными в том, что Вы её проявляете, нам нужно быть уверенными в достаточном уровне Вашей квалификации. А если это же потребуется от пока что мало знающего студента, то как он сможет научиться у Вас этой аккуратности, если Вы не хотите раскрывать перед ним её явное определение?

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 15:45 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229716 писал(а):
Я говорил о вот этом примере:«2/3»=«4/6» - значок равенства вне кавычек - один смысл.«2/3=4/6» - значок равенства внутри кавычек - другой смысл.

А я говорил вовсе не о конструктивном анализе и уж тем более не о каких-то формальных записях логических утверждений. Речь шла о ситуации, когда "равенство" функций в обычном смысле и их "эквивалентность" употребляются в одинаковых контекстах, т.е., говоря формально -- стоят между кавычками одного и того же уровня.

epros в сообщении #229716 писал(а):
Зачем? Нормальные люди при записи рациональных чисел используют дополнительные значки (типа "/" или горизонтальной черты). Наверное, они не математики, им не приходит в голову создавать себе искусственные синтаксические ограничения.

Хорошо. Рассмотрим операцию $a\heartsuit b$. Является ли она, ну например, коммутативной?

epros в сообщении #229716 писал(а):
Чтобы быть уверенными в том, что Вы её проявляете, нам нужно быть уверенными в достаточном уровне Вашей квалификации.

Что ж, "не уверен -- не обгоняй".

epros в сообщении #229716 писал(а):
А если это же потребуется от пока что мало знающего студента, то как он сможет научиться у Вас этой аккуратности, если Вы не хотите раскрывать перед ним её явное определение?

И впрямь. Как сможет передвигаться сороканожка, пока не задумается -- а как, собственно, она это делает?...

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 19:55 


22/11/07
98
Надо бы эквивалентные отношения и дроби 2/3=4/6 как то стянуть к нашему равенству, которое в отличие от 2/3=4/6 не кажется столь очевидным. (под очевидностью я имею ввиду очевидность простого школьника или студента, который всю жизнь считал что 2/3=4/6 абсолютно идентичны и тонкость аксиоматики рациональных чисел ему неизвестна)

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 20:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Дело тут вот в чём. Конечно, простому школьнику, простому академику и даже простому ежу вполне понятно, что 2/3=4/6. Но вот когда школьник, или академик, или ёж сталкивается с процедурой факторизации -- им бы (всем троим) не помешало бы осознание того, что это не есть нечто мистическое, а, напротив, ходовой и шаблонный математический приём. И привыкать к нему можно -- ну вот, хотя бы и на примере рациональных чисел.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 20:25 


22/11/07
98
И часто школьники сталкиваются с процедурой факторизации? :)
Ну на простые то множители раскладывали числа, тупо по шаблону, но если честно - не каждый знает, что он занимался !!! факторизацией!

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение17.07.2009, 20:29 


20/04/09

113
Цитата:
Хорошо. Рассмотрим операцию $a\heartsuit b$. Является ли она, ну например, коммутативной?
Что это за синтаксический прикол?

И кстати давно хотел спросить (Сильно не бить :-)
В какойто из аксиом ZFC, утверджается существование пустого $\varnothing$ и бесконечного множества, причем бесконечное множество чтото типа $\varnothing, \ \ \varnothing \cup \{\varnothing\}, \ \ \varnothing \cup \{\varnothing\} \cup \{\varnothing \cup \{\varnothing\}\} \ ... $ или както так
А потом я слышал что сие множество, является множество натуральных чисел !!!
Как это моет быть вообще связано?

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 20:31 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Pripyat в сообщении #229781 писал(а):
Ну на простые то множители раскладывали числа, но тупо по шаблону, и если честно - не каждый знает, что он занимался !!! факторизацией!

(меланхолически) собственно, никто не знал -- ведь тут-то факторизация и не при чём...

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 20:36 


22/11/07
98
странно тогда, что в википедии это также как еще в одной книжке по алгебре это называют факторизацией - специально посмотрел.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 255 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 17  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: talash


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group