2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 17  След.
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 15:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229423 писал(а):
С моей личной точки зрения (я её никому не навязываю), конструктивного анализа не существует. То и имею в виду.

А с моей личной точки зрения (которую я тоже никому не навязываю), не существует классической логики (ибо понятие истинности не определено) и множеств (ибо бОльшая часть аксиом теории множеств являются плодом слишком богатой фантазии). :)

Извиняюсь за офтоп. По теме: готов пояснить топикстартеру определение действительного числа в конструктивном анализе. С моей точки зрения проблема $0.(9)=1$ в нём разрешима тривиальным образом (в отличие от классического анализа, объяснение которого мне до конца не понятны).

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 15:17 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229426 писал(а):
(в отличие от классического анализа, объяснение которого мне до конца не понятны).

А что конкретно непонятно?

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 16:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229427 писал(а):
epros в сообщении #229426 писал(а):
(в отличие от классического анализа, объяснение которого мне до конца не понятны).

А что конкретно непонятно?

Что Вы меня-то раскручиваете на вопросы по классическому анализу? Меня и объяснения конструктивного анализа устраивают. Вы лучше топикстартера раскручивайте. :)

А непонятно мне вот что. Вы пишете:
ewert в сообщении #229180 писал(а):
две фундаментальные последовательности объявляются "эквивалентными", если разность между ними стремится к нулю
что вполне сооветствует определению конструктивного анализа. И нам остаётся только:
ewert в сообщении #229180 писал(а):
(естественно, доказывая при этом, что определение корректно, т.е. что это -- и впрямь отношение эквивалентности)
в чём и заключается вся соль, ибо "доказывать" Вы, очевидно, будете с помощью классической логики и аксиом теории множеств, которые мне и "непонятны".

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 16:20 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229443 писал(а):
в чём и заключается вся соль, ибо "доказывать" Вы, очевидно, будете с помощью классической логики и аксиом теории множеств, которые мне и "непонятны".

Вы знаете, нет! Как-то не увлекает меня ни матлогика, ни тем более аксиоматика теории множеств. Но вот ровно по тем же причинам -- ещё менее увлекает конструктивный анализ.

Если же Вы намекаете на то, что я "говорю прозой" -- не спорю.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 16:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229449 писал(а):
Если же Вы намекаете на то, что я "говорю прозой" -- не спорю.

Говорить прозой не грех. :)
Но и в прозе проскакивают некоторые словосочетания, которые "не из того языка". Вот например, согласно Вашему определению, действительное число - это "класс эквивалентности". А что это за зверь? В конструктивном анализе действительное число - это просто формула, определяющая фундаментальную последовательность (она же - последовательность Коши, ссылку привожу для топикстартера). И, да, для этих формул определяется отношение эквивалентности.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 16:39 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229455 писал(а):
Согласно Вашему определению, действительное число - это "класс эквивалентности". А что это за зверь?

epros в сообщении #229455 писал(а):
И, да, для этих формул определяется отношение эквивалентности.

Подождите, но ведь и вам придётся сделать некий логический пируэт, чтобы перейти от какого-то набора формул (пусть эквивалентных) к собственно числу.

Это во-первых. А во-вторых: не могли бы Вы привести конструктивное определение "формулы, задающей фундаментальную последовательность" -- и доказательство эквивалентности таких формул?
Просто так, для сравнения.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 17:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229459 писал(а):
Подождите, но ведь и вам придётся сделать некий логический пируэт, чтобы перейти от какого-то набора формул (пусть эквивалентных) к собственно числу.

Этот пирует примерно тот же самый как тогда, когда мы пишем в любой теории $a=b$, используя неравные значки в левой и правой частях равенства. Например, 2/3=4/6 согласно теории рациональных чисел. Суть пируета в том, что теория, которая видит неравенство значков, это одна теория (мететеория), а теория, которая утверждает равенство, это другая теория (предметная теория, определённая этой метатеорией).

ewert в сообщении #229459 писал(а):
А во-вторых: не могли бы Вы привести конструктивное определение "формулы, задающей фундаментальную последовательность" -- и доказательство эквивалентности таких формул?
Просто так, для сравнения.

Определение фундаментальной последовательности абсолютно то же самое: Последовательность рациональных (в данном случае) чисел, такая, что для любого положительного рационального числа существует такой номер элемента последовательности, что любые элементы с бОльшими номерами попарно отличаются друг от друга меньше, чем на это число. Можно я не буду записывать это формально?

Т.е., по просту говоря, "сходящаяся" последовательность рациональных чисел. Естественно, последовательность записывается формулой (или, если хотите, кодом алгоритма). Например, вот так:
$x(0)=0 \wedge \forall n \in \mathbb{N} ~ x(n+1) = x(n) + \frac{9}{10^{n+1}}$ - определение числа $0.(9)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 17:23 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229483 писал(а):
Этот пирует примерно тот же самый как тогда, когда мы пишем в любой теории $a=b$, используя неравные значки в левой и правой частях равенства. Например, 2/3=4/6 согласно теории рациональных чисел.

А вот как раз и нет. Дроби 2/3 и 4/6 изначально вовсе не равны, а эквивалентны. И рациональное число -- это вовсе не дробь, а класс эквивалентных дробей. Это -- логический пируэт. А вот следующий пируэт -- уже не логический, а чисто семантический: используется общепринятая договорённость, согласно которой каждый из классов, участвующих в данном выражении, обозначается каким-либо его представителем. Это -- всего лишь сокращение обозначений, вполне безобидное, т.к. не влечёт за собой никаких противоречий.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 17:50 
Заслуженный участник


09/05/08
1155
Новосибирск
ewert в сообщении #229488 писал(а):
epros в сообщении #229483 писал(а):
Этот пирует примерно тот же самый как тогда, когда мы пишем в любой теории $a=b$, используя неравные значки в левой и правой частях равенства. Например, 2/3=4/6 согласно теории рациональных чисел.

А вот как раз и нет. Дроби 2/3 и 4/6 изначально вовсе не равны, а эквивалентны. И рациональное число -- это вовсе не дробь, а класс эквивалентных дробей. Это -- логический пируэт. А вот следующий пируэт -- уже не логический, а чисто семантический: используется общепринятая договорённость, согласно которой каждый из классов, участвующих в данном выражении, обозначается каким-либо его представителем. Это -- всего лишь сокращение обозначений, вполне безобидное, т.к. не влечёт за собой никаких противоречий.

Я все это, кажется, понимаю и отчасти принимаю, но лишь отчасти. При таком подходе использование записей вида 2/3 мне не представляется обоснованным. Чем 2/3 отличается от просто пары (2,3)? Если ничем, то зачем вводить новое обозначение? Какой смысл Вы вкладываете в термин «дробь»? Как бы Вы определили дроби 2/3 и 4/6, чтобы они оказались различными объектами? (Я имею в виду определение в нашей любимой теории множеств или какой-либо ее «наивной» версии.) А в качестве благодарности я обещаю поделиться своим определением, если оно не совпадет с Вашим.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение16.07.2009, 18:09 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
AGu в сообщении #229495 писал(а):
Чем 2/3 отличается от просто пары (2,3)?

Изначально -- ничем, первое просто удобнее своей привычностью.

AGu в сообщении #229495 писал(а):
Как бы Вы определили дроби 2/3 и 4/6, чтобы они оказались различными объектами?

Они по определению разные, поскольку изначально дроби -- это просто пары и ничего большего. Интерпретация их как дробей формально возникает позже -- после факторизации и определения на фактор-множестве арифметических операций.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 11:12 
Заслуженный участник


09/05/08
1155
Новосибирск
ewert в сообщении #229498 писал(а):
AGu в сообщении #229495 писал(а):
Чем 2/3 отличается от просто пары (2,3)?
Изначально -- ничем, первое просто удобнее своей привычностью.
AGu в сообщении #229495 писал(а):
Как бы Вы определили дроби 2/3 и 4/6, чтобы они оказались различными объектами?
Они по определению разные, поскольку изначально дроби -- это просто пары и ничего большего. Интерпретация их как дробей формально возникает позже -- после факторизации и определения на фактор-множестве арифметических операций.

Понял. Спасибо.

Мне как раз не нравится, что «интерпретация их как дробей формально возникает позже -- после факторизации». Формализм тут, как мне кажется, еще тот, за ушки притянутый. Что бы и как бы мы потом ни факторизовывали, дроби $n/m$ при таком подходе формально остаются парами $(n,m)$. Просто до факторизации мы их считали «просто парами», а потом стали считать «парами, отождествляемыми с фактор-классами». Я бы не назвал такое отождествление формальным. Скорее наоборот, это уход от формализма.

Как обещал, делюсь тем определением дробей (и рациональных чисел), которое мне, как занудствующему по поводу и без повода формалисту, гораздо больше нравится.

На множестве пар $\mathcal Q=\{(n,m)\in{\mathbb Z}^2 : m\ne0\}$ введем отношение эквивалентности $\sim$, полагая $(n,m)\sim(n',m')$ в случае $nm'=n'm$ и положим $\mathbb Q:=\mathcal Q/{\sim}$. Для $(n,m)\in\mathcal Q$ обозначим символом $\tfrac nm$ (единственный) элемент $\mathbb Q$, содержащий пару $(n,m)$. Иными словами, для $(n,m)\in\mathcal Q$ положим $\tfrac nm := \{(n',m')\in\mathcal Q : (n,m)\sim(n',m')\}$.

При таком подходе мы имеем

    (a) $\mathbb Q=\bigl\{\tfrac nm\,:\, n,m\in\mathbb Z,\ m\ne0\bigr\}$;
    (b) для всех $n,n',m,m'\in\mathbb Z$, $m,m'\ne0$, равенство $\tfrac nm=\tfrac{n'}{m'}$ равносильно равенству $nm'=n'm$.

Дело вкуса, конечно, но (a) и (b) мне нравятся. :-)
И при этом, что лично мне особенно приятно, (a) и (b) возникают строго формально, без какого-либо отождествления формально не совпадающих объектов.

Ну а дальше, разумеется, на построенном таким способом $\mathbb Q$ можно смело вводить структуру упорядоченного поля, причем получается это довольно элегантно и формально (без оговорок по поводу каких-либо отождествлений):

$\dfrac nm + \dfrac{n'}{m'} := \dfrac{nm'+n'm}{mm'}$;

$\dfrac nm \cdot \dfrac{n'}{m'} := \dfrac{nn'}{mm'}$;

$\dfrac nm \geqslant0\ \Leftrightarrow\ nm\geqslant0$;

$\dfrac nm\geqslant\dfrac{n'}{m'}\ \Leftrightarrow\ \dfrac nm-\dfrac{n'}{m'}\geqslant0$.

Ну и, как полагается, ложка дегтя. Как бы симпатично все это ни выглядело, рано или поздно нужно «вложить» $\mathbb Z$ в $\mathbb Q$. И тут уже приходится выбирать из двух зол: либо жертвовать формальностью ради удобства и отождествлять $n$ с $\frac n1$, либо портить симпатичное $\mathbb Q$, заменяя в нем все $\tfrac n1$ на $n$ (и соответствующим образом изменяя операции и отношение порядка). Подходом к вложению $\mathbb Z$ в $\mathbb Q$, сочетающим формализм с удобством, я, к сожалению, не владею.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:07 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
AGu в сообщении #229618 писал(а):
Просто до факторизации мы их считали «просто парами», а потом стали считать «парами, отождествляемыми с фактор-классами».

Вы, может, и считали, а я -- даже и не пытался.

И дальше у Вас путаница. В частности:

Цитата:
    (a) $\mathbb Q=\bigl\{\tfrac nm\,:\, n,m\in\mathbb Z,\ m\ne0\bigr\}$;

-- нехорошо. Элементы, выписываемые между фигурными скобками, должны быть разными, а у Вас многие из них совпадают. Вы фактически потеряли факторизацию, которую только что сами же и ввели. Или:

Цитата:
Как бы симпатично все это ни выглядело, рано или поздно нужно «вложить» $\mathbb Z$ в $\mathbb Q$. И тут уже приходится выбирать из двух зол:
. . . . . . . . . . . .

Нет никаких зол. $\mathbb Z$ вкладывается в $\mathbb Q$ автоматически: это подмножество $\mathbb Q$, состоящее из тех и только тех классов, среди представителей которых есть пара с единичным "знаменателем".

Мне кажется, что у Вас проблемы связаны с каким-то непонятным пристрастием к какому-то непонятному "отождествлению". Нет никакого отождествления. Переход к рациональным числам -- это именно факторизация, т.е. построение новых математических объектов (в рамках уже существующей математической структуры). До сих пор их не было, а тут вдруг мы их бац -- и ввели.
С целыми числами ситуация другая -- они уже были, и мы хотим как-то согласовать их с вновь построенными. Но и это никакое не "отождествление" (так часто говорят, но это лишь жаргон), это -- изоморфизм. Просто устанавливается взаимно однозначное соответствие между исходным $\mathbb Z$ и соответствующим подмножеством вновь построенного $\mathbb Q$, сохраняющее одноимённые операции и отношения, и всё.

Теперь насчёт
AGu в сообщении #229618 писал(а):
Формализм тут, как мне кажется, еще тот, за ушки притянутый.

Во-первых, это ровно тот самый формализм, который и Вы сами предложили, но (на мой взгляд) неаккуратно. Во-вторых, схема факторизации встречается в математике на каждом шагу, только часто её с ходу не углядеть в силу привычки. Я уж не говорю о пополнениях метрических пространств (и, как частный случай, канторово определение вещественных чисел). Но вот, к примеру: а что такое векторы (обычные, геометрические)? -- Не что иное, как результат факторизации множества направленных отрезков по отношению эквивалентности, связанному с параллельным переносом.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10985
ewert в сообщении #229488 писал(а):
А вот как раз и нет. Дроби 2/3 и 4/6 изначально вовсе не равны, а эквивалентны.

Мне непонятны причины, по которым Вы отличаете "равенство" от "эквивалентности". По моим понятиям у нас просто есть значок $=$ для обозначения бинарного отношения, и мы в разговорной речи именуем его "равенством" или "эквивалентностью объектов" в зависимости от того, что нам удобнее произносить.

Например, у нас есть некая метатеория, в которой мы намерены определить предметную теорию под названием "арифметика рациональных чисел". Эта метатеория определяет алфавит предметной теории, в котором есть символы $0$, $1$, ... , $9$, $/$ и $=$. Таким образом, вот это:
$2/3$
$4/6$
$2/3=4/6$
- всё строки в предметном алфавите. Сама метатеория, естественно, тоже желает судить о равенстве или неравенстве объектов, с которыми она работает, т.е. строк в предметном алфавите. И вполне разумно, если она будет использовать для обозначения такового равенства тот же самый символ $=$ (а зачем придумывать что-то новое?). Чтобы не путать его с символом предметного языка, существует масса простых и вполне стандартных способов. Например, использование специальных символов для выделения в метаутверждениях строк в предметном алфавите:
«2/3»=«4/6» - высказывание в метаязыке (ложное) о равенстве двух строк предметного языка
«2/3=4/6» - употреблённое в метатязыке, данное выражение означает просто строку предметного языка (по совместительству - теорему рассматриваемой предметной теории).

Как видите, смысл одного и того же символа равенства различен в зависимости от того, употреблён он внутри кавычек или вне, и это не вызывает никаких недоразумений.

ewert в сообщении #229488 писал(а):
И рациональное число -- это вовсе не дробь, а класс эквивалентных дробей.

А я здесь не вижу необходимости упоминать какие-либо классы эквивалентности. В предметной теории есть вся необходимая аксиоматика для того, чтобы доказать равенство 2/3=4/6, в то время как в метатеории ложность «2/3»=«4/6» тоже вполне очевидна.

Кстати, почему "класс"? Раз уж пошла речь о теоретико-множественной терминологии, то что мешает обойтись "множеством"? (Это "каверзный" вопрос. :) )

ewert в сообщении #229488 писал(а):
Это -- всего лишь сокращение обозначений, вполне безобидное, т.к. не влечёт за собой никаких противоречий.

:lol:
Всё в математике - это "всего лишь сокращённое обозначение" того, что происходит с предметами, которые соответствующей математикой описываются. Стоит это осознать, чтобы не мучиться со всякими "классами эквивалентности", пытаясь впихнуть в математику помимо "обозначений" ещё и какое-то "содержание".

Например, вот есть такая штука, как арифметика кардиналов. Согласно Вашему подходу, кардинальный номер мы должны понимать как "класс эквивалентности" множеств по отношению "равномощно". Причём, как я понимаю, слово "класс" здесь существенно, ибо "множеством" здесь никак не отделаться. Тут-то мы и выходим за пределы некоторых теоретико-множественных аксиоматик, типа ZFC, и вынуждны сочинять к ним всяческие "расширения" вроде "классов". То бишь, начинаем действовать не по заранее предписанным правилам, а "по понятиям"... Не нравится мне всё это...

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:38 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
epros в сообщении #229644 писал(а):
Мне непонятны причины, по которым Вы отличаете "равенство" от "эквивалентности". По моим понятиям у нас просто есть значок $=$ для обозначения бинарного отношения,

Как минимум потому, что часто приходится одновременно говорить и о равенстве, и об эквивалентности, причём различая их. Например, при работе с измеримыми функции вполне распространены формулировки типа "эти две функции эквивалентны, хоть и не равны".

epros в сообщении #229644 писал(а):
А я здесь не вижу необходимости упоминать какие-либо классы эквивалентности. В предметной теории есть вся необходимая аксиоматика для того, чтобы доказать равенство $2/3=4/6$,

Ну и как Вы собираетесь это доказывать, если у Вас на этот момент даже и операции деления-то нет?...

epros в сообщении #229644 писал(а):
Кстати, почему "класс"? Раз уж пошла речь о теоретико-множественной терминологии, то что мешает обойтись "множеством"? (Это "каверзный" вопрос. :) )

Так принято. В "наивной" теории множеств, поклонником которой я имею честь состоять, "классы", "множества", "совокупности" и т.п. -- это одно и то же, а выбирается в конкретном случае термин, обеспечивающий бОльшую внятность изложения.

 Профиль  
                  
 
 Re: 0,(9)=1
Сообщение17.07.2009, 12:44 
Заслуженный участник


09/05/08
1155
Новосибирск
ewert в сообщении #229638 писал(а):
AGu в сообщении #229618 писал(а):
Просто до факторизации мы их считали «просто парами», а потом стали считать «парами, отождествляемыми с фактор-классами».
Вы, может, и считали, а я -- даже и не пытался.
Неужели? Я было подумал, что следующее было написано Вами:
ewert в сообщении #229498 писал(а):
AGu в сообщении #229495 писал(а):
Чем 2/3 отличается от просто пары (2,3)?
Изначально -- ничем, первое просто удобнее своей привычностью.

ewert в сообщении #229488 писал(а):
Дроби 2/3 и 4/6 изначально вовсе не равны [...] А вот следующий пируэт -- уже не логический, а чисто семантический: используется общепринятая договорённость, согласно которой каждый из классов, участвующих в данном выражении, обозначается каким-либо его представителем. Это -- всего лишь сокращение обозначений, вполне безобидное, т.к. не влечёт за собой никаких противоречий.
У нас завелся клон «ewert»?
ewert писал(а):
И дальше у Вас путаница. В частности:
Цитата:
    (a) $\mathbb Q=\bigl\{\tfrac nm\,:\, n,m\in\mathbb Z,\ m\ne0\bigr\}$;
-- нехорошо. Элементы, выписываемые между фигурными скобками, должны быть разными,
Опять хотите поспорить об определениях? Пустое это занятие, поверьте. Например, я считаю запись $\{1,1\}$ законным синонимом записи $\{1\}$. Вы -- видимо, так не считаете. Это Ваше право (хоть оно, на мой взгляд, и смахивает на мазохизм: Вы сознательно лишаете себя довольно удобного технического средства).
ewert писал(а):
Нет никаких зол.
Я рад за Вас. Вы не страдаете излишним занудством.
ewert писал(а):
С целыми числами ситуация другая -- они уже были, и мы хотим как-то согласовать их с вновь построенными. Но и это никакое не "отождествление" (так часто говорят, но это лишь жаргон), это -- изоморфизм.
Ах вона как? Ясно. Стало быть, Вы не считаете, что $1\in\mathbb Q$, а вместо $1+0.5$ всюду пишете «$\varphi(1)+0.5$, где $\varphi$ -- естественное изоморфное вложение $\mathbb Z$ в $\mathbb Q$». Тут я уже за Вас не рад. Тут я Вам сочувствую. Если же вместо $\varphi(1)$ Вы все же пишете $1$ и считаете, что $1\in\mathbb Q$, то Вы тем самым отождествляете $1$ и $\varphi(1)$. Если это не отождествление, то что? Соглашение? Безобидное переобозначение? Называйте как хотите, но суть от этого не изменится.
ewert писал(а):
Во-вторых, схема факторизации встречается в математике на каждом шагу [...]
Со всем остальным согласен (хотя и не вижу особой связи с обсуждаемым сейчас вопросом).

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 255 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 17  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group