2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
 
Сообщение31.08.2007, 12:56 
Аватара пользователя
Герман Вейль писал(а):
Отдельный математик свободен определять свои понятия и устанавливать свои аксиомы как ему угодно. Вопрос, заинтересует ли он своих коллег-математиков продуктами своего воображения...

 
 
 
 
Сообщение31.08.2007, 15:55 
geomath
Цитата:
Герман Вейль писал(а):
Отдельный математик свободен определять свои понятия и устанавливать свои аксиомы как ему угодно.

Да, конечно, только лишь следует заметить, что речь как раз и идет о том, как определить понятие "свободен".

 
 
 
 
Сообщение04.12.2007, 22:28 
Аватара пользователя
pc20b:Я уже писал выше и аргументировал в этой теме,что,по моему мнению, "свобода творчества", априори, всегда и везде относительна. В полной мере это,на мой взгляд, относится и к математическому творчеству,хотя,этот вид творчества,пожалуй,один из потенциально наиболее свободных.Действительно, этот вид творчества в очень малой степени зависит от материальных затрат(если исключить из рассмотрения,например, прикладную математику).Этот вид творчества в относительно малой степени зависит от субъективизма оценок коллег,в том числе,начальствующих коллег.Наконец,этот вид творчества в очень малой степени,как это ни странно звучит, зависит и от массива предшествующих математических построений.Ведь с этими построениями пердшественников и коллег-современников достаточно иметь всего лишь одну точку логического соприкосновения,а далее можно воздвигать собственную сколь угодно большую теорию!

 
 
 
 
Сообщение08.12.2007, 22:20 
Аватара пользователя
Цитата:
всегда и везде относительна


Вопрос только относительно чего? Вообще то это логично, если свобода есть понятие субъективное, относительно того, что субъект думает о ней. Что и было продемонстрировано на форуме.

 
 
 
 
Сообщение10.12.2007, 14:00 
Аватара пользователя
photon писал(а):
... А насчет творчества... Т.е. Вы утверждаете, что пока нет результата, то нельзя говорить, что есть творчество? Я считал, что творчество - процесс. Я ошибался?


...Добрый день.

Вы совершенно правы...

...полагаю, главное не перепутать свободу творчества и самоутверждение через реализацию...

...я специально опускаю определение творчества, о наличии творческого процесса, как такового, можно говорить...

...у Вас есть СВОБОДА МЫСЛИ, что Вы ещё хотите?

С уважением.

 
 
 
 
Сообщение12.12.2007, 12:33 
Кардановский писал(а):
pc20b:Я уже писал выше и аргументировал в этой теме,что,по моему мнению, "свобода творчества", априори, всегда и везде относительна.

А с этим можно лишь согласиться. Например, можно предложить такое суждение : абсолютны только добро и зло, идентифицирующая их совесть. А всё остальное, да, относительно, но относительно к абсолютному критерию - соответствию совести - единственно субъективному у нас, которое является одновременно единственно объективным.

Вот Вы пишите о свободе математика в смысле малой зависимости его от достижений других математиков :
Цитата:
этот вид творчества в очень малой степени,как это ни странно звучит, зависит и от массива предшествующих математических построений.Ведь с этими построениями пердшественников и коллег-современников достаточно иметь всего лишь одну точку логического соприкосновения


Внешне это так и выглядит. Но что если для того, чтобы понять существование нетривиальных связей математиков (и не только) всех времен и народов, задать себе простой вопрос : занимались бы вы математикой, если бы (при всём желаемом вами комфорте) вас полностью и навсегда изолировать от других людей?.

Цитата:
... а далее можно воздвигать собственную сколь угодно большую теорию


Может, всё же это лишь выглядит так? Ведь можно высказать и другую, более слабую мысль : скажем, в теоремы Ферма внесли свой, не поддающийся никакому измерению вклад все (и не только математики), кто жил, живет и (даже, если не ограничиваться представлением о четырехмерном многообразии и существующим принципом причинности) будет жить, и не только здесь. Как тогда?

 
 
 
 
Сообщение12.12.2007, 13:41 
Freude писал(а):
Цитата:
всегда и везде относительна

Вопрос только относительно чего?

С точки зрения антифилософии любое понятие относительно.
Относительно того, для чего конкретно нам это понятие потребовалось.

Freude писал(а):
Вообще то это логично, если свобода есть понятие субъективное, относительно того, что субъект думает о ней. Что и было продемонстрировано на форуме.

Наверное, всё-таки, просто разные люди обычно по-разному понимают свободу?
Лично я, например, любую свободу понимаю как отсутствие запретов; соответственно различая полную или неполную свободу.

 
 
 
 
Сообщение17.12.2007, 07:46 
zbl писал(а):
Лично я, например, любую свободу понимаю как отсутствие запретов

Хотелось бы ещё раз обратить Ваше внимание на вопрос : вот камень, брошенный вертикально вверх или под углом к горизонту, свободен?

 
 
 
 
Сообщение17.12.2007, 10:47 
Аватара пользователя
А как мы захотим так и будет ;)

 
 
 
 
Сообщение17.12.2007, 13:21 
Freude
Цитата:
А как мы захотим так и будет

Можно согласиться, но только в одном случае : если под "нами" и нашими "хотениями" понимать всех "хотельщиков" во всех точках, причем, не только нашей вселенной, но и мира в целом.

 
 
 
 
Сообщение18.12.2007, 09:10 
pc20b писал(а):
zbl писал(а):
Лично я, например, любую свободу понимаю как отсутствие запретов

Хотелось бы ещё раз обратить Ваше внимание на вопрос : вот камень, брошенный вертикально вверх или под углом к горизонту, свободен?

А есть ещё и единственный способ узнать это: спросить его о том.
Только, если ответит, что он чувствует себя свободным, только тогда можно с уверенностью заключить, что он таки свободен -- и никак иначе...

 
 
 
 
Сообщение19.12.2007, 08:23 
zbl писал(а):
А есть ещё и единственный способ узнать это: спросить его о том.
Только, если ответит, что он чувствует себя свободным, только тогда можно с уверенностью заключить, что он таки свободен -- и никак иначе...


Вы знаете, как ни странно, но это не лишено смысла, несмотря на то, что Вы, очевидно, имели в виду как раз противоположное. Спросить стоит, только надо суметь это сделать. Как и получить ответ.

Надежду на положительный результат дают такие соображения. Общее : согласно исследуемой нами нынче (лат. нынче) философской модели т.н. этического материализма, мир существует (т.е. он материален - новое определение материи), вся материя живая, всё живое разумно и всё разумное нравственно. Поэтому в аккуратном смысле камень - живой (его существование как стабильного объекта определяется разумной деятельностью и взаимодействием цивилизаций, распределённых по пространству-времени вселенных, расположенных "внутри" тех частиц, которые образуют камень). Это доказывается достаточно надёжно.

Затем. Чем умнее разумное сообщество, тем больше живут все его объекты и само оно в целом. Обратное тоже справедливо. Поэтому, т.к. камень (КАМЕНЬ = КАМ = КОМ = КОМОК = КОММУНИЗМ, - "единство") живет миллиарды лет, т.е. намного больше, чем наша нынешняя цивилизация, некоторые представители которой вот тут пытаются порассуждать о смысле свободы, то тот разум, который обеспечивает существование камня (а по-другому ни один объект существовать не может), наверно, получше нашего "рассек", что такое свобода ***. Поэтому и спросить у них - ничего зазорного в этом нет.


*** СВОБОДА = св - обо - да, - "связь вкруговую дающая", т.е. - "взаимодействие". Видите, конструкторы данного слова заложили в его озвучивание один из признаков понятия свободы, т.е. его определение. Как видно (и слышно), никакого произвола (мыслей. желаний, поступков). Никакой вседозволенности.

 
 
 
 
Сообщение19.12.2007, 12:27 
pc20b писал(а):
zbl писал(а):
А есть ещё и единственный способ узнать это: спросить его о том.
Только, если ответит, что он чувствует себя свободным, только тогда можно с уверенностью заключить, что он таки свободен -- и никак иначе...

Вы знаете, как ни странно, но это не лишено смысла, несмотря на то, что Вы, очевидно, имели в виду как раз противоположное.

А с точки зрения антифилософии любое понятие относительно.
Чтобы имело смысл говорить о свободе или несвободе камня, обязательно нужно сперва максимально чётко сформулировать, а зачем нам, собственно, потребовалось знать, свободен тот или нет?
Слова сами по себе смысла не несут.

В гуманитарных науках под свободой понимают совсем не то, что в физике.
В данной ветке речь идёт о свободе творчества, которая относится к гуманитарному пониманию свободы.
В физике всё просто: движение камня свободное, если не стеснено связями (в физическом смысле -- голономными/неголономными, геометрическими, дифференциальными...).
Камень может взаимодействовать с другими телами, но при том двигаться свободно.

pc20b писал(а):
Общее : согласно исследуемой нами нынче (лат. нынче) философской модели т.н. этического материализма, мир существует (т.е. он материален - новое определение материи), вся материя живая, всё живое разумно и всё разумное нравственно.

Думается, это не ново.
Подобные идеи, наверное, впервые появились ещё в эпоху Ренесанса, а может и ещё раньше.
Вопрос только в том, как наладить контакт между цивилизацией людей и цивилизацией камней?
В отсутствие такого контакта трудно считать камни разумными существами.
Просто потому, что иначе факт разумности камней трудно ощутим.

pc20b писал(а):
*** СВОБОДА = св - обо - да, - "связь вкруговую дающая", т.е. - "взаимодействие".

Мне таки ближе простое отсутствие запретов...

 
 
 
 
Сообщение19.12.2007, 15:54 
zbl писал(а):
В гуманитарных науках под свободой понимают совсем не то, что в физике.
В данной ветке речь идёт о свободе творчества, которая относится к гуманитарному пониманию свободы.

А нельзя ли кратко сказать, что в гуманитарных науках понимают под свободой?

Цитата:
В физике всё просто: движение камня свободное, если не стеснено связями (в физическом смысле -- голономными/неголономными, геометрическими, дифференциальными...).
Камень может взаимодействовать с другими телами, но при том двигаться свободно.

Извините, но в физике тоже может оказаться не всё просто. Насчет отсутствия связей : если на тело ничего не действует в пустом плоском пространстве, а время абсолютно и течет всюду одинаково (пространство Галилея), то, согласно 1-му закону Ньютона, оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Это - идеальный вариант свободы как отсутствия какого бы то ни было действия на него других тел. Но беда тут в том, что такое состояние абсолютной свободы принципиально ненаблюдаемо : чтобы его ощутить, надо на тело чем-то подействовать, т.е. вывести его из этого состояния, значит, сделать "несвободным" в данном смысле. Налицо противоречие.

Но Вы правы, и в физике есть другое понятие свободы, уже при наличии взаимодействия с другими телами : "Камень может взаимодействовать с другими телами, но при том двигаться свободно". Т.е. движения камня в гравитационном поле (т.е. при наличии "связей" с другими телами, силы тяготения) тоже можно считать свободным ("свободное падение" тел в поле тяготения). При этом тело, если оно мало по сравнению с характерным размером всей системы, будет в четырехмерном пространстве-времени двигаться с ускорением, равным нулю и по такой (т.н. геодезической) траектории, которая является линией экстремальной кривизны (аналогом прямой в пустом пространстве) и, главное, результатом взаимодействия данного тела со всеми телами во вселенной ***.

*** В этой самосогласованности (формально математически - в нелинейности этого взаимодействия) уже содержится намек на некую "этичность" поведения : тело движется, учитывая движение остальных тел, как бы "не мешая им" (что-то типа живи сам и не мешай другим).

Если же на тело начинают действовать силы, как обычно считается, "негравитационного происхождения", скажем, механические, электромагнитные, ядерные, то у него появляется четырехмерное ускорение, траектория отклоняется от геодезической, и уже такое движение можно было бы назвать "несвободным", "силовым". Насилием, грубо говоря.

Всё было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство : электромагнитное поле, вещество и т.д. тоже можно выразить через гравитационное поле, т.е. отобразить на геометрию пространства-времени. Тогда и в этом случае движение тела будет определяться его "честным" взаимодействием со всеми телами, со всеми источниками любых полей, учитывать их (также, как и они будут учитывать движение и особенности данного тела). Т.е. по сути такая ситуация ничем не отличается от предыдущей, и движение по-прежнему можно было бы назвать "свободным".

Из этих примеров хотелось бы сделать вывод, что скорее всего без введения этических соображений даже в физике для определения понятия "свободы" (а тем более, творчества) не обойтись.

Цитата:
Думается, это не ново.
Подобные идеи, наверное, впервые появились ещё в эпоху Ренесанса, а может и ещё раньше.


Конечно, эти идеи не то что "появились раньше", они преследуют людей непрерывно на протяжение всей обозримой истории, скажем, последнего послепотопного её десятитысячелетнего отрезка. Поэтому всё же "не ново" в данном случае не будем считать аргументом.

Также как и не является решением задачи использованная Вами ирония :
Цитата:
Вопрос только в том, как наладить контакт между цивилизацией людей и цивилизацией камней?
В отсутствие такого контакта трудно считать камни разумными существами.


Хотелось бы заметить, что в данном случае бытовой подход тут вряд ли пройдет. Дело не в том, что "камни - разумные существа", - данная философия, утверждая, что всё живое, говорит лишь, что существование камня как объекта определяется разумной деятельностью цивилизаций, формирующих пространство-время внутри тех частичек, которые составляют этот самый камень. Сходу, "без поллитры", это понять довольно не просто.

 
 
 
 
Сообщение19.12.2007, 18:28 
Аватара пользователя
Цитата:
вся материя живая, всё живое разумно и всё разумное нравственно


Мне казалось раньше мы уже пришли к логической противоречивости этого утверждения.

Цитата:
Чтобы имело смысл говорить о свободе или несвободе камня, обязательно нужно сперва максимально чётко сформулировать, а зачем нам, собственно, потребовалось знать, свободен тот или нет?


Есть такой инстументалистский подход к языку. Но я бы не впадал в крайность, человек не всегда знает, что ему нужно, и не всегда делает то, что ему нужно, что есть очень хорошо, иначе он бы вообще ничего не делал, а сидел и думал: "зачем это мне?". Определится с понятиями нужно. Но плодить свои надо только в случае крайней необходимости, если в существующих терминах не удается выразить мысль. А если мысли нет, то тогда жонглирование понятиями наверное ни к чему не приведет.

 
 
 [ Сообщений: 129 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group