zbl писал(а):
В гуманитарных науках под свободой понимают совсем не то, что в физике.
В данной ветке речь идёт о свободе творчества, которая относится к гуманитарному пониманию свободы.
А нельзя ли кратко сказать, что в гуманитарных науках понимают под свободой?
Цитата:
В физике всё просто: движение камня свободное, если не стеснено связями (в физическом смысле -- голономными/неголономными, геометрическими, дифференциальными...).
Камень может взаимодействовать с другими телами, но при том двигаться свободно.
Извините, но в физике тоже может оказаться не всё просто. Насчет отсутствия связей : если на тело ничего не действует в пустом плоском пространстве, а время абсолютно и течет всюду одинаково (пространство Галилея), то, согласно 1-му закону Ньютона, оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Это - идеальный вариант свободы как отсутствия какого бы то ни было действия на него других тел. Но беда тут в том, что такое состояние абсолютной свободы принципиально ненаблюдаемо : чтобы его ощутить, надо на тело чем-то подействовать, т.е. вывести его из этого состояния, значит, сделать "несвободным" в данном смысле. Налицо противоречие.
Но Вы правы, и в физике есть другое понятие свободы, уже при наличии взаимодействия с другими телами : "Камень может взаимодействовать с другими телами, но при том двигаться свободно". Т.е. движения камня в гравитационном поле (т.е. при наличии "связей" с другими телами, силы тяготения) тоже можно считать свободным ("свободное падение" тел в поле тяготения). При этом тело, если оно мало по сравнению с характерным размером всей системы, будет в четырехмерном пространстве-времени двигаться с ускорением, равным нулю и по такой (т.н. геодезической) траектории, которая является линией экстремальной кривизны (аналогом прямой в пустом пространстве) и, главное, результатом
взаимодействия данного тела со всеми телами во вселенной ***.
*** В этой самосогласованности (формально математически - в нелинейности этого взаимодействия) уже содержится намек на некую "этичность" поведения : тело движется, учитывая движение остальных тел, как бы "не мешая им" (что-то типа живи сам и не мешай другим).
Если же на тело начинают действовать силы, как обычно считается, "негравитационного происхождения", скажем, механические, электромагнитные, ядерные, то у него появляется четырехмерное ускорение, траектория отклоняется от геодезической, и уже такое движение можно было бы назвать "несвободным", "силовым". Насилием, грубо говоря.
Всё было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство : электромагнитное поле, вещество и т.д. тоже можно выразить через гравитационное поле, т.е. отобразить на геометрию пространства-времени. Тогда и в этом случае движение тела будет определяться его "честным" взаимодействием со всеми телами, со всеми источниками любых полей, учитывать их (также, как и они будут учитывать движение и особенности данного тела). Т.е. по сути такая ситуация ничем не отличается от предыдущей, и движение по-прежнему можно было бы назвать "свободным".
Из этих примеров хотелось бы сделать вывод, что скорее всего без введения этических соображений даже в физике для определения понятия "свободы" (а тем более, творчества) не обойтись.
Цитата:
Думается, это не ново.
Подобные идеи, наверное, впервые появились ещё в эпоху Ренесанса, а может и ещё раньше.
Конечно, эти идеи не то что "появились раньше", они преследуют людей непрерывно на протяжение всей обозримой истории, скажем, последнего послепотопного её десятитысячелетнего отрезка. Поэтому всё же "не ново" в данном случае не будем считать аргументом.
Также как и не является решением задачи использованная Вами ирония :
Цитата:
Вопрос только в том, как наладить контакт между цивилизацией людей и цивилизацией камней?
В отсутствие такого контакта трудно считать камни разумными существами.
Хотелось бы заметить, что в данном случае бытовой подход тут вряд ли пройдет. Дело не в том, что "камни - разумные существа", - данная философия, утверждая, что всё живое, говорит лишь, что существование камня как объекта определяется разумной деятельностью цивилизаций, формирующих пространство-время внутри тех частичек, которые составляют этот самый камень. Сходу, "без поллитры", это понять довольно не просто.