dikun, зачем же так флудить?
dikun писал(а):
Нет. По приведённому мной определению свободы как состояния психики субъективная идентификация своего состояния не имеет никакого значения.
Тогда представьте такую ситуацию. Вы совершаете поступок, который считаете свободным. Но по прошествии времени Вы понимаете, что на самом деле Вы в той ситуации были заложником сложившихся обстоятельств, чьих-то манипуляций и т.п. и Ваше отношение к свободе в Том поступке будут изменены. Верно?
dikun писал(а):
Так дайте пощупать своё внятное определение свободы. Его ведь у Вас нет, так ведь?
В том и беда, что я не могу сформулировать короткое емкое определение свободы взагалі, можно дать определения неким подсвободам: свобода выбора, свобода вероисповедания, свобода слова и т.д. и т.п., а вот так чтобы вообще, я не могу сформулировать и не одна из вышеназванных формулировок, в частности от
Freude, меня не устраивает.
dikun писал(а):
photon писал(а):
Вот я и хочу узнать Ваши определения.
Разве я их не привёл? Или Вас смущает, что они совпадают чужими? Кто-то надеется предложить нечто новое?
Если бы меня интересовало только Ваше мнение,
dikun, я обратился бы в личке
, а меня интересует мнение большего круга форумчан.
Freude писал(а):
Цитата:
Свобода - возможность делать выбор среди возможного, неоднозначная зависимость в будущем от настоящего и прошлого.
Возможность делать выбор - хорошо, среди возможного - плохо.
Вот тут возникает еще интересный вопрос - градация степеней свободы (физики, пожалуйста, не бейте меня за такую формулировку - это не то о чём вы могли подумать
). Один из вариантов градации предлагает например Балашов (Л. Е. Балашов “Либерализм и свобода”, М.: Academia, 1999. – 19 с.), но это не совсем то, что здесь имею в виду я. Представьте такую ситуацию: есть два ребенка и две конфеты в другой комнате. Заводят туда первого ребенка и говорят: "Выбирай конфету" - он волен взять любую (правда, только из двух предложенных) - он ощущает некоторую свободу в данном выборе. Потом заводят туда же второго ребенка и говорят: "Если хочешь конфету - бери" и он тоже волен отказаться или взять - тоже некоторая свобода, но, очевидно, уже не та, что была у первого (который тоже не обладал максимально достижимой свободой в выборе конфет, т.е. ему не сказали: "Какую бы ты хотел конфету", а он описал и получил запрошенное). А ведь для каждого найдутся свои конфеты