менно наличие лишь суждения о пользе и считается наличием самого смысла (даже больше: то суждение и есть сам смысл).
Если называть смыслом саму пользу или цель, то, хотя бы, не подойдёт "смысл слова".
У слова самого по себе ни цели, ни пользы нет; а вот иметь представление, зачем оно тут использовалось
Проще говоря - это то, что в обобщении называют счастьем? То есть конкретной пользы или целесообразности не, но есть убежденность, что это так.
утверждение «смысл жизни — в X», то множество таких X и даёт ответ на вопрос «что такое смысл жизни». А ответ на вопрос «в чём смысл жизни» даёт некоторое (возможно, пустое) его подмножество.
Какие-нибудь позитивисты сказали бы, что такое вообще бессмысленно. "Смысл жизни в X", но X - часть жизни, как ни крути
. И представление этой фразы формально есть определение X через X же.
В Википедии не забыли про вопрос и дали некоторый исторический обзор. Выдержка
Цитата:
Пантеизм и материализм постулируют, что смысл жизни заключается в ней самой, монотеизм – в приближении к богу (см. выше).
По Спенсеру этика — эволюционно возникшее приспособление в борьбе за существование, смысл жизни в её сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий, по Юнгу смысл жизни — рефлексивная жизненная задача, на которую человек должен найти ответ, по Франклу — врождённая мотивационная тенденция (Леонтьев). Достоевский видел смысл жизни в самосовершенствовании, для Розанова это колокол совести, внутренний свет (Смысл). Интересна предложенная констатация ведущих смыслов жизни в зависимости от эпохи: Античность — Благо, Средневековье — служение Богу, Возрождение — постижение Красоты, Новое время — Знание, Новейшая история — Деньги, XXI век — Информация.
Смысл жизни зависит от мировоззренческих установок (Делокаров). Он изменяется от человека к человеку, от ситуации к ситуации (Frankl). Поиск смысла сильно осложняет исторически непреходящая противоречивость и неясность целей человечества.
Нельзя недооценивать при психологическом подходе ведущую роль чисто физиологических (биохимических) факторов. Как озабоченность смыслом жизни, так и его содержание в значительной степени зависят от характера человека («счастье – в характере»), а характер – от уровня или соотношения энкефалинов и эндорфинов, производных арахидоновой кислоты, «биогенных моноаминов» ([1]).
Почти все концепции смысла жизни выходят за пределы собственно науки, вторгаясь в область или ценностей, или убеждений, или веры.