Обозначим через
произвольное истинное высказывание, в которое превращается функция
(при подстановке вместо
соответствующего значения), а через
ложное высказывание, которое является отрицанием
,
Приведите пример.
В качестве произвольного истинного высказывания
возьмем высказывание "
" -- в него превращается функция
при подстановке вместо
значения
, -- то есть имеем
"
".
Через
обозначим ложное высказывание "
", которое является отрицанием
"
", -- то есть имеем
"
".
Но надо признать, что моя формулировка в приведенной Вами цитате корявая (хотя, по-моему, и верная), можно сформулировать лучше.
Однако я не хочу этого делать, потому что хочу перейти на другую систему.
Вместо того, чтобы брать одну пропозициональную функцию
"
" и обозначать через
произвольное истинное и через
произвольное ложное высказывание, в которое она превращается при подстановке вместо
конкретного значения,
я думаю брать две пропозициональные функции:
"
" и
"
", -- и обозначать через
высказывание, в которое превращается функция
, а через
высказывание, в которое превращается функция
при подстановке вместо
конкретного значения.
Поскольку функции
и
являются отрицаниями друг друга,
и
также будут отрицаниями друг друга.
При этом ни о высказывании
, ни о высказывании
нельзя будет сказать, является оно истинным или ложным, пока не будет произведена сверка с действительностью (что бы это ни значило).
Это удобно, потому что с
и
во многих случаях можно работать и без этой сверки (оставить действительность в стороне),
например, рассматривая импликацию
, нет необходимости знать, истинно
или ложно.
Но если уж понадобиться -- сверить, и тогда будет либо
, а
, либо
, а
.
Так лучше?
Если почитать чуть ниже, видно, что это уже стало фигурой речи и означает конкретное высказывание. "Обозначим через
произвольную сумму сдачи, которую мне дадут с
рублей при покупке товара стоимостью в
рублей при подстановке вместо
соответствующего значения".
А что не так?
Обозначим через
одно из истинных высказываний (все равно, какое -- по нашему выбору), в которое превращается функция
при подстановке вместо
соответствующего значения (такие высказывания ведь есть? -- при соответствующем
), а через
ложное высказывание, которое является отрицанием
(не какое попало, а именно то, которое является отрицанием
, и это
является ложным, раз
истинное). По-моему, все правильно. Или нет?
Если утверждение
справедливо безо всяких условий, то, конечно, оно справедливо и при условии
.
Последнее предложение, по-моему, утверждает конъюнкцию
и
, но не импликацию
В последнем предложении есть две импликации
Первая --
, а вторая --
? Что касается первой, то с ней мне надо еще разобраться, но вторая -- это именно то, в чем я сомневаюсь.
и оно не говорит прямо об истинности ни утверждения
, ни утверждения
. Ваша же версия с конъюнкцией означает, что утверждения
и
оба одновременно истинны. Замечаете, насколько вы извратили смысл?
Последнее предложение, по-моему, утверждает конъюнкцию
и
, но не импликацию
Нет. Когда я говорю "если
, то
", то я всегда имею в виду импликацию и ничего не говорю про истинность ни
, ни
. Когда я говорю "если завтра пойдёт дождь, то я не пойду на прогулку", я не имею в виду, что завтра обязательно пойдёт дождь. И тем более не имею в виду, что обязательно останусь дома (а отказаться от прогулки я могу, даже если дождя не будет).
Здесь я неудачно выразился, и это привело к недоразумению. Я не имел в виду, что последнее предложение утверждает истинность конъюнкции
, я имел в виду, что оно утверждает
наличие конъюнкции, но не наличие импликации.
P.S. Пожалуйста, не пишите кавычки " внутри формулы (внутри долларов). Такие формулы потом плохо цитируются из-за какого-то сбоя. Можно писать например так:
"
делится на
".
Спасибо, понял, теперь так и делаю. Но для информации: если не удается скопировать через "вставку", можно скопировать через "цитату", это всегда получается.
Замечание: было бы лучше везде писать не
, а
,
,
- чтобы акцентировать внимание на том, что это предикаты, зависящие от переменной
.
У меня
это не переменная, я там написал:
Пусть
это некоторое фиксированное натуральное число
Можно сказать, что
это некоторое фиксированное значение
. Если бы
было переменной, то
"
делится на
",
"
делится на
" и
"
делится на
" были бы не высказываниями, а высказывательными функциями.
Просто
верно вообще для всех
, а
верно не для всех
(и, таким образом, утверждение
неверно).
Подразумевая квантор
вначале, можно для краткости сказать и просто:
неверно (но если мы так говорим, то обязательно подразумеваем, что имели в виду неверность
. А само
при некоторых
может быть и верным).
И поскольку
это фиксированное число, квантор при нем, как я понимаю, не нужен.
Дальше Вы вроде как приводите контрпример, но непонятно, где в нём
.
Пусть
это некоторое фиксированное натуральное число, и пусть оно делится на
, то есть пусть высказывание
"
делится на
" справедливо.
Возьмем еще два высказывания:
"
делится на
" и
"
делится на
", и пусть они оба тоже будут справедливы.
То есть
может быть равно, например,
.
Здесь я намеренно не употребил букву
, чтобы зарезервировать ее для обозначения любого другого утверждения, кроме
, я имел в виду, что позже
будет общим обозначением для утверждений
и
, то есть
будет принимать значения
и
, а если понадобится, то и другие.
Я хотел показать, что не все
, то есть не все утверждения, кроме
, являются причиной
-- есть ведь такой взгляд (который я пока не разделяю), что идея аксиомы именно в том, что любое другое утверждение, кроме
, является причиной
? И общим обозначением для всех этих других утверждений в формуле
служит
, правильно?
То есть я хотел показать, что, например, при
утверждение
является причиной
, потому что из того, что натуральное число делится на
,
следует, что оно делится и на
, а при
утверждение
не является причиной
, потому что из того, что натуральное число делится на
,
не следует, что оно делится на
.
По-моему, формула
означает, что
для любого истинного найдется , которое является его причиной (причиной ).
Но это не значит, что любое
является причиной
.
При этом мы здесь, конечно, имеем конъюнкцию
и конъюнкцию
(хотя и не имеем импликации
) и, разумеется, конъюнкцию
:
делится одновременно на
, на
и на
.