2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18  След.
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 08:16 
Аватара пользователя


11/12/16
13311
уездный город Н
Mihaylo в сообщении #1628250 писал(а):
Боюсь вы не перетянете Платона, Аристотеля и Канта, несмотря на то, что те жили тысячи лет назад.


1. И не собирался.
2. Работы Платона и Аристотеля имеют сейчас только историческое значение. Про Канта утверждать не буду.
3. Это не отменяет необходимости ссылок на первоисточники :mrgreen:

-- 03.02.2024, 08:19 --

Anton_Peplov в сообщении #1628242 писал(а):
Исследовательские методы там разные. <...> и, конечно, чисто философские (давайте порассуждаем).


Если под "давайте порассуждаем" понимается логика, то это нормальный, обычный научный метод.
А вот если, под "давайте порассуждаем" подразумеваются именно философские умствования, не связанные с реальностью экспериментом или наблюдениями, то это показатель, что научное направление не выросло из детских штанишек.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 10:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8085
EUgeneUS в сообщении #1628276 писал(а):
Если под "давайте порассуждаем" понимается логика, то это нормальный, обычный научный метод.
А вот если, под "давайте порассуждаем" подразумеваются именно философские умствования, не связанные с реальностью экспериментом или наблюдениями, то это показатель, что научное направление не выросло из детских штанишек.
В целом вряд ли можно утверждать, что когнитивистика выросла из детских штанишек. Предмет исследования очень сложный, аппаратные методы появились совсем недавно (например, фМРТ - в 1990-е) и довольно грубы по сравнению с поставленными задачами. Психологические эксперименты часто имеют проблемы с воспроизводимостью и требуют хитроумного дизайна, дабы отбросить альтернативные трактовки. В книге Дойчера "Сквозь зеркало языка" приведен пример того, как сложно интерпретировать психологические эксперименты и как приходится изощряться их разработчикам.

(Много букв)

Дойчер писал(а):
В 1990-х психолог Тоси Кониси провел эксперимент, сравнивая гендерные ассоциации носителей немецкого и испанского языков.[285] В этих языках несколько неодушевленных существительных относятся к противоположным родам. По-немецки воздух – женского рода (die Luft), но el aire в испанском – мужского; die Brücke («мост») также в немецком женского рода, но elpuente в испанском – мужского; и то же самое с часами, квартирами, вилками, газетами, карманами, плечами, марками, билетами, скрипками, солнцем, миром и любовью. С другой стороны, der Apfel («яблоко») в немецком мужского рода, а la manzana в испанском – женского, и то же справедливо для стульев, метел, бабочек, ключей, гор, звезд, столов, войн, дождя и мусора.
Кониси вручил список таких существительных с несовпадением в роде носителям немецкого и испанского и попросил участников высказать мнение относительно свойств этих существительных: слабые они или сильные, маленькие или большие и так далее. В среднем существительные, которые были мужского рода в немецком, но женского в испанском (стулья и ключи, например), получили более высокие отметки за силу от немцев, в то время как мосты и часы, например, которые в испанском мужского рода, а в немецком женского, в среднем оказались сильнее у носителей испанского. Самый простой вывод из такого эксперимента – что для мостов более мужественные коннотации у носителей испанского, чем у носителей немецкого. Однако можно было бы возразить, что это не сам мост несет такие коннотации, – может, все дело в том, что существительное следует за артиклем мужского рода el или un. Тогда получается, что, когда носители испанского и немецкого просто глядят на мост, в их сознании не рождаются эти ассоциации, и лишь в момент произнесения, только через акт проговаривания или прослушивания родового показателя, у говорящего возникают мимолетные ассоциации с мужским или женским.
Следовательно, надо бы проверить, работают ли женские и мужские ассоциации для неодушевленных существительных, даже когда родовые показатели в соответствующем языке явно не упоминаются. Психологи Лера Бородицки и Лорин Шмидт пытались это проделать, повторив похожий эксперимент с носителями испанского и немецкого, но на сей раз они общались с участниками по-английски, а не на их родных языках. Хотя эксперимент проводился на языке, который обращается со всеми неодушевленными объектами как с «оно», носители испанского и немецкого все же заметно отличались по атрибутам, которые они выбирали для соответствующих объектов. Носители немецкого склонялись к описанию мостов как красивых, элегантных, хрупких, мирных, прелестных и стройных; испанцы говорили о больших, опасных, длинных, крепких, прочных, вздымающихся мостах.
Более радикальный способ обойти проблему был разработан психологом Марией Сера и ее коллегами, которые сравнивали реакции носителей французского и испанского, но пользовались изображениями вместо слов.[286] Два близкородственных языка, французский и испанский, в основном соглашаются в вопросах рода, но все-таки есть довольно много существительных, по которым они разошлись: вилка, например, будет по-французски la fourchette (ж. р.), но el tenedor (м. р.) по-испански, и то же самое машины (la voiture фр., ж. р., но el carro исп., м. р.) и бананы (la banane фр., ж. р., но el plátano исп., м. р.); с другой стороны, французские кровати мужского рода (le lit), а испанские – женского (la cama), и то же верно для облаков (le nuage фр., м. р., но la nube исп., ж. р.) и бабочек (le papillon фр., м. р., но la mariposa исп., ж. р.)[287]. В этом эксперименте участников просили помочь в подготовке фильма, в котором оживут обычные предметы. Их задачей было выбрать подходящий голос для каждого объекта в фильме. Им показывали серии картинок и для каждого кадра просили выбрать между мужским или женским голосом. Хотя названия объектов не упоминались вообще, когда французы видят на картинке вилку, большинство хочет, чтобы она заговорила женским голосом, в то время как испанцы чаще выбирали для этого предмета мужской голос. С картинкой кровати было все наоборот.
<...>
Скептик мог бы возразить (довольно справедливо), что эти эксперименты доказывают лишь, что грамматический род влияет на ассоциации, когда участников эксперимента принуждают выдумывать противоестественные свойства для разных неодушевленных объектов. <...> Иначе говоря, если вы заставляете носителей испанского стать поэтами здесь и сейчас, вынуждая описывать мосты, то система родов, конечно, повлияет на то, какие эпитеты они выберут. Но откуда нам знать, влияет ли мужской род на спонтанное понятие носителя о мостах, без подобных упражнений в поэзии на заказ?
<...>
В 1960-х лингвист Сьюзан Эрвин попыталась провести эксперимент с участием носителей итальянского таким образом, чтобы свести к минимуму элемент творчества.[288] Она исходила из того, что итальянский язык богат диалектами, а значит, даже носитель языка не слишком удивится, встретив в чужом диалекте совершенно незнакомые слова. Эрвин составила список из бессмысленных слов, которые звучали, как будто это диалектные названия для разных объектов. Некоторые из них кончались на – о (мужской род), а другие на – а (женский род). Она хотела проверить, какие ассоциации возникнут у носителей итальянского, но так, чтобы участники не поняли, что им предлагается включить творческое воображение. Поэтому она им сказала, что они увидят список слов из итальянского диалекта, который не знают, и заставила их думать, будто цель эксперимента – проверить, могут ли люди правильно угадать свойства слов только по их звучанию. Участники чаще приписывали словам с окончанием – о свойства, присущие обычно мужчинам (сильный, большой, безобразный), в то время как слова на – а вероятнее описывались определениями, больше присущими женщинам (слабый, маленький, милый). Эксперимент Эрвин показал, что грамматический род влиял на ассоциации, даже когда участники не знали, что их заставили творчески мыслить, и полагали, что вопрос, поставленный перед ними, имеет верное решение. Этот опыт сделал несколько шагов в сторону преодоления проблемы субъективных суждений, но все же не разрешил ее полностью: хотя участники не знали, что их заставляют выдавать ассоциации по требованию, на деле от них требовалось именно это.
<...>
Несколько лет назад Лера Бородицки и Лорин Шмидт нашли способ <...>[289] Они попросили группу носителей испанского и группу носителей немецкого поучаствовать в игре на запоминание (которая полностью проводилась на английском, чтобы исключить явные упоминания родов). Участникам раздали список из двух дюжин неодушевленных объектов, и для каждого из этих объектов они должны были запомнить человеческое имя. Например, к «яблоку» было приставлено имя «Патрик», а «мост» звали «Клаудия». Участникам дали определенное время, чтобы запомнить имена объектов, а потом проверили, насколько хорошо им это удалось. Статистический анализ результатов показал, что они лучше запоминали имена, если род объекта совпадал с полом имени, а имена с несовпадением пола и рода запоминались хуже. Например, носители испанского легче запоминали имя, ассоциированное с яблоком (la manzana, ж. р.), если это была Патрисия, а не Патрик, и им было легче запомнить имя моста, если он был Клаудио, а не Клаудия. Поскольку носители испанского сочли объективно более трудным сопоставление моста с женщиной, чем с мужчиной, мы можем заключить, что когда неодушевленные объекты имеют мужской или женский род, то ассоциации с мужественностью или женственностью для этих объектов присутствуют в сознании носителей испанского, даже когда о них активно не спрашивают и участникам не предлагают высказываться по таким вопросам, как «а что, мосты скорее мощные, чем стройные?», и даже если они говорят по-английски.


Нужно, однако, понимать, когнитивистика - очень разнородное научное направление. И те, кто делает испытуемым МРТ, не обязательно считают коллегами тех, кто пишет трактаты по философии мышления. Конечно, в околофилософской ветви когнитивистики наверняка хватает болтовни ради болтовни. С другой стороны, не всегда понятно, какие теории могут быть проверены эмпирикой в ближайшее столетие, а какие - нет. Выводить из теории эмпирически проверяемые следствия - это отдельный талант, не обязательно сочетающийся с собственно талантом создания теорий.

Для примера можно вспомнить космологию. Хотя эта наука основана на физике, долго казалось, что собственно космологические теории практически непроверяемы. Кто ж его знает, как оно там было миллиарды лет назад? В частности, Нобелевскую премию Пиблсу дали во многом за исправление этой ситуации.
Pphantom в сообщении #1419809 писал(а):
Именно Пиблз сделал очень много для превращения космологии из "игр ума" в более-менее нормальную науку, основывающуюся на наблюдательной базе. Значительная часть его работ следует схеме "давайте внимательно посмотрим на теорию ... и попытаемся извлечь из нее следствия, которые можно попытаться отнаблюдать в ближайшие годы". Этим занимался не только он и он делал не только это, но все же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 11:13 
Аватара пользователя


11/12/16
13311
уездный город Н
В целом я с Вами согласен. Но хотел бы отметить вот что:

Anton_Peplov в сообщении #1628292 писал(а):
Для примера можно вспомнить космологию. Хотя эта наука основана на физике, долго казалось, что собственно космологические теории практически непроверяемы.


Что означает "долго казалось, что собственно космологические теории практически непроверяемы"?
Это означает, что не придумали реальный, выполнимый эксперимент для проверки. Результат которого верифицировал бы одну группу теорий и опроверг бы - другую.
Однако, я почему-то уверен, что к любой космологической теории всегда предъявлялись требования соответствовать имеющимся экспериментальным данным, какие они есть.
Философские же рассуждения по определению с реальностью через наблюдения и эксперименты не связаны.
Если в научную теорию что-то вносится от философии, то происходит грандиозный казус. Как это было с лямбда-членом у Эйнштейна. Единственный раз в жизни, он что-то добавил в свою работу из философских соображений, и оказалось "величайшей ошибкой", по его же словам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 12:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9573
Москва
Я по-прежнему пытаюсь делить философию на недонауку, околонауку и тоже-себе-науку. Вот "философия сознания" пока недонаука, как две тыщи лет тому была физика, а пятьсот - метеорология с биологией. Пока не сформировались предмет и метод науки - она "философия", как сформировали - памперсы долой! Может ли полноценная наука вырасти из метафизики - не вем. Но совершенно не представляю, что бы это было бы. Как околонаука, совокупность межнаучных соглашений о терминах, метафизика имеет некоторый смысл, но в очень узкой области. Как мы согласились, что мир существует и наблюдаем - всё, задачи для метафизики кончились. В области тоже-себе-науки, она же "история философии", обсуждать метафизику можно, но лично мне незачем. Ну, откроют, что не было никакого Канта, под его именем публиковал Аксельбант, притом украв идеи у чешских учёных Выпушки и Петлички - ну и что? Про Платона хотя бы анекдоты рассказывать можно, что он борьбой занимался и был широкоплечим, или что в рабство попал. А про метафизику и анекдота не расскажешь, сама себе анекдот.
Боюсь, её оправдание существования чисто психотерапевтическое, если не сказать "психиатрическое". Страшно человеку при виде бесконечного и бесконечно сложного мира, ужасает мысль о том, что наши ощущения перерабатываются мозгом в неизвестно что, а что было на входе - не определить, пугает его бесконечность - и он начинает сам себя уговаривать, даже забалтывать. И, когда наступит утомление от размышлений, приходит покой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 13:11 


31/01/24
73
EUgeneUS в сообщении #1628295 писал(а):
Философские же рассуждения по определению с реальностью через наблюдения и эксперименты не связаны


Я бы все-таки уточнил: в теоретической философии по определению с реальностью через наблюдения и эксперименты не связаны. В практической философии наблюдения и даже квазиэксперименты могут быть возможны.

К практической философии оносят такие философские науки, как этику и эстетику, включая аналитическую этику и аналитическую эстетику, метаэтику и метаэстетику, социально-политическую философию, теорию принятия решений, философию права, аксиологию и теорию ценностей, философию образование (ранее называвшуюся философской педологией) и т.д.

Но относительно аналитической метафизики Вы совершенно правы: никаких наблюдений и экспериментов в ней быть не может. Это совершенно абстрактная наука, насколько она может считаться наукой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 17:47 
Заслуженный участник


02/08/11
6894
EUgeneUS в сообщении #1628295 писал(а):
Философские же рассуждения по определению с реальностью через наблюдения и эксперименты не связаны.
Это черезчур радикальное заявление. Эмпиризм — то есть опора рассуждений на научные знания — является мейнстримом в современной философии. То есть как минимум есть связь в одну сторону. И нет причины, почему философские рассуждения принципиально никак не смогут привести к проверяемому экспериментом следствию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 20:44 
Аватара пользователя


11/12/16
13311
уездный город Н
Ghost_of_past в сообщении #1628311 писал(а):
К практической философии оносят такие философские науки, как <...> теорию принятия решений...


Чего? :shock:

Цитата:
Тео́рия приня́тия реше́ний — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения проблем и задач, а также способов достижения желаемого результата.

Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.


Перечень выше неполный, конечно, там, как минимум, пропущена критически важная для данной дисциплины теория игр.
Но философии там нет, и уже не предвидится.
Отнесение теории принятия решений к области "практической философии" - это показательный пример, когда философы пытаются оборонять поле, с которого их уже выгнали.

-- 03.02.2024, 20:46 --

warlock66613 в сообщении #1628343 писал(а):
Это черезчур радикальное заявление. Эмпиризм — то есть опора рассуждений на научные знания — является мейнстримом в современной философии. То есть как минимум есть связь в одну сторону. И нет причины, почему философские рассуждения принципиально никак не смогут привести к проверяемому экспериментом следствию.


Тут уместно привести такую максиму: "Как называется работающая альтернативная медицина? Медицина!".
Аналогично и с философией: "Как называется философия, опирающаяся на наблюдаемые и экспериментальные факты? Наука!".

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 21:02 
Заслуженный участник


02/08/11
6894
EUgeneUS в сообщении #1628364 писал(а):
Как называется философия, опирающаяся на наблюдаемые и экспериментальные факты? Наука!
Я думаю это ерунда и вы неправильно проводите границу. Может быть оно в каком-то смысле и правильно, если бы было так, но в реальности оно иначе. Философия и наука — это разные подходы, разные традиции, разные социальные институты если угодно, но отличие не так просто сформулировать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 21:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8085
EUgeneUS в сообщении #1628364 писал(а):
Перечень выше неполный, конечно, там, как минимум, пропущена критически важная для данной дисциплины теория игр.
Перечень вообще странный: почему "статистика" и "математика" через запятую? Статистика - раздел математики. Как, впрочем, и теория игр.

-- 03.02.2024, 21:20 --

EUgeneUS в сообщении #1628364 писал(а):
"Как называется философия, опирающаяся на наблюдаемые и экспериментальные факты? Наука!".
Тут надо уточнить, что значит "опирающаяся". Эмпирическая наука строит теории, из которых следуют новые эмпирические факты. В конечном счете, теория - средство для выяснения новых эмпирических фактов. Более дешевое, чем та масса экспериментов, которая была бы нужна для открытия всех этих фактов без теории. Вооружившись законами Кеплера, можно предсказать местоположение планет в любую минуту, а не измерять его каждый раз заново.

Философия не ставит себе целью выяснение новых эмпирических фактов. Но она может и должна ставить себе целью осмысление (что бы ни означало это слово) уже известных, добытых наукой эмпирических фактов. То есть философская теория обязана как минимум не противоречить фактам (никаких "тем хуже для фактов", герр Гегель!), а как максимум обобщать факты в концепции. Эти концепции не имеют предсказательной силы и не стремятся иметь, но создают ощущение более глубокого понимания фактов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 21:31 
Аватара пользователя


11/12/16
13311
уездный город Н
warlock66613 в сообщении #1628367 писал(а):
Я думаю это ерунда и вы неправильно проводите границу. Может быть оно в каком-то смысле и правильно, если бы было так, но в реальности оно иначе. Философия и наука — это разные подходы, разные традиции, разные социальные институты если угодно, но отличие не так просто сформулировать.


Для кого неправильно? Для философов? Ну да, им обидно. Когда-то они сформулировали вопросы, которые через какое-то, может быть длительное, время привели к определению предмета какой-то новой научной дисциплины. А теперь им говорят: "Спасибо большое, родитель1 и родитель2, вы нам больше не нужны". :wink:
Утрирую, конечно, но как-то так.

Понятно, что формирование новых научных дисциплин - это процесс совсем не одномоментный. И на каких-то ранних этапах, когда предмет ещё слабо определен и туманен, участие философов (из тех, кто "имеет связь с реальностью в одну сторону") полезно, а может быть необходимо.

-- 03.02.2024, 21:33 --

Anton_Peplov в сообщении #1628368 писал(а):
Перечень вообще странный: почему "статистика" и "математика" через запятую? Статистика - раздел математики. Как, впрочем, и теория игр.


Вероятно, под статистикой тут понимается методология, процесс и результаты сбора статистической информации.
Тогда и отсутствие теории игр понятно.

-- 03.02.2024, 21:43 --

Anton_Peplov в сообщении #1628368 писал(а):
Но она может и должна ставить себе целью осмысление (что бы ни означало это слово) уже известных, добытых наукой эмпирических фактов. То есть философская теория обязана как минимум не противоречить фактам (никаких "тем хуже для фактов", герр Гегель!), а как максимум обобщать факты в концепции. Эти концепции не имеют предсказательной силы и не стремятся иметь, но создают ощущение более глубокого понимания фактов.


Вот именно такие формулировки и приводят к философской критике СТО в газете "Красный флот".
Целью должно быть ("должно быть" с точки зрения эффективности) не "осмысление (что бы ни означало это слово)".
То есть не абы какое осмысление, а вполне целенаправленное осмысление. Имеющее целью выявление каких-либо аспектов, проявлений реального мира, которые ещё не являются предметом какой-либо научной дисциплины. По моему глубокому убеждению, хоть какая-то польза от философии и философов может быть только тут.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 22:15 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8085
EUgeneUS в сообщении #1628371 писал(а):
Вот именно такие формулировки и приводят к философской критике СТО в газете "Красный флот".
Могу переформулировать. Не дело философии решать, какая из научных теорий верна. С этим ученые должны разбираться сами. Дело философии должно выглядеть так: "Ученые добыли для нас конкретное знание, давайте попробуем его обобщить. Если новые теории будут расходиться с нашими обобщениями, тем хуже для наших обобщений".

Разумеется, всегда будут находиться деятели, убежденные, что они лучше физиков знают, как строить физические теории. Но в здоровой ситуации такие деятели должны быть маргиналами даже среди самих философов, не говоря уж об обществе. Также как маргиналами должны быть врачи-антипрививочники и математики-новохроноложцы. Здорова ли в этом смысле ситуация в стране $N$ в момент времени $t$ - это функция переменных $(N, t)$, увы, далекая от константы. В СССР философам ЧСВ расчесали сверх меры, а в ЮАР вон ВИЧ-диссидент аж президентом был.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение03.02.2024, 23:48 


31/01/24
73
EUgeneUS в сообщении #1628364 писал(а):
Чего? :shock:


Decision theory:

Цитата:
Decision theory (or the theory of choice; not to be confused with choice theory) is a branch of applied probability theory and analytic philosophy concerned with the theory of making decisions based on assigning probabilities to various factors and assigning numerical consequences to the outcome.[1]


Теория принятия решений сперва возникла в философии, а затем перекочевала в математику.

EUgeneUS в сообщении #1628364 писал(а):
когда философы пытаются оборонять поле, с которого их уже выгнали.


Погуглите работы по философской теории принятия решений. Вполне современных работ и сейчас полно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение04.02.2024, 07:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9573
Москва
Был такой военно-сатирический роман "Уловка-22". Там генерал, начальствовавший над Специальным Корпусом (артисты, развлекавшие солдат на фронте) требовал, чтобы в его подчинение перевели спецназ. Отчего бы это мне вспомнилось при рассуждениях, что ТПР это философия...

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение04.02.2024, 08:00 
Аватара пользователя


11/12/16
13311
уездный город Н
Ghost_of_past в сообщении #1628383 писал(а):
Теория принятия решений сперва возникла в философии, а затем перекочевала в математику.


Так (почти) любая наука сперва возникла в философии.
Науки же не баобабы, оставаться всё время существования там, где возникли.

-- 04.02.2024, 08:08 --

Anton_Peplov в сообщении #1628377 писал(а):
В СССР философам ЧСВ расчесали сверх меры, а в ЮАР вон ВИЧ-диссидент аж президентом был.


Проблема не в СССР, и тем более не в ЮАР.

Anton_Peplov в сообщении #1628377 писал(а):
Дело философии должно выглядеть так: "Ученые добыли для нас конкретное знание, давайте попробуем его обобщить. Если новые теории будут расходиться с нашими обобщениями, тем хуже для наших обобщений".


Проблема в подобных определениях "дела философии".
Как только философы пытаются обобщить конкретное знание, добытое учеными в рамках устоявшихся наук (уже выросших и не требующих философских подпорок), так сразу получается статья в газете "Красный флот".

Или попытайтесь аргументировать на примерах, например:
1. Физики добыли знание и экспериментальное подтверждение существования гравитационных волн и бозона Хиггса.
2. Биологи добыли знание, которое формулируется в виде центральной догмы молекулярной биологии.

Как это знание могут обобщить философы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Нуждается ли физика в метафизике?
Сообщение04.02.2024, 10:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10444
Anton_Peplov в сообщении #1628377 писал(а):
Дело философии должно выглядеть так: "Ученые добыли для нас конкретное знание, давайте попробуем его обобщить. Если новые теории будут расходиться с нашими обобщениями, тем хуже для наших обобщений".

А в чём ценность таких обобщений (не для удовлетворения кого-то конкретно, а для развития человечества в целом)? Вон философы - диалектики находят примеры "единства и борьбы противоположностей" во всех областях природных явлений: и в физических, и в биологических, и в социальных. И что? Кроме беспредметного трёпа это хоть что-то порождает? Помогает как-то развиваться физике, биологии и социологии?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 265 ]  На страницу Пред.  1 ... 14, 15, 16, 17, 18  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group